Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 ноября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2015 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Стройтехгрупп" (г.Оренбург) на положения документации открытого конкурса на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство областного клинического онкологического диспансера (пристройка хирургического корпуса и каньона под линейный ускоритель мощностью 20 МЭВ) ГБУЗ ВО ОКОД для нужд ГБУ "Облстройзаказчик" (извещение N 0128200000115009074) в присутствии представителя уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.(доверенность N б\н от 12.01.2015), заказчика ГБУ "Облстройзаказчик" (доверенность N б\н от 23.11.2015), (доверенность N б\н от 23.11.2015).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 834-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство областного клинического онкологического диспансера (пристройка хирургического корпуса и каньона под линейный ускоритель мощностью 20 МЭВ) ГБУЗ ВО ОКОД для нужд ГБУ "Облстройзаказчик" (извещение N 0128200000115009074).
Пункт 9.4 проекта контракта на выполнение указанных работ содержит следующее условие: "Подрядчик, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, в порядке, указанном в статье 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
В соответствии с пунктом 9 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Предметом обжалуемой закупки не является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). Соответственно заказчик неправомерно включил в проект контракта, указанное выше условие, нарушив положение статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядным работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Следовательно, основной критерий исполнения гражданско-правового договора между заказчиком и подрядчиком - это предоставление контрагенту исполненного заказа в предусмотренный договором срок, надлежащего качества в рамках цены установленной цены контракта, которая согласно статье 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Проектом контракта в разделе "Заказчиком вправе" установлено следующее "7.15. Осуществлять контроль целевого использования денежных средств, перечисленных по Контракту. Количество проверок и сроки их проведения определяются Заказчиком и с Генподрядчиком не согласовываются". Исходя из вышесказанного, Заказчик не должен контролировать целевое расходование денежных средств, поскольку это ограничивает возможные действия подрядчика, который распределяет расходы в необходимых ему пропорциях без ущерба качества и цены выполняемых работ. Заявитель считает, что данным пунктом Заказчиком вмешивается во внутреннюю административно хозяйственную деятельность подрядчика.
Пунктом 33 Информационной карты открытого конкурса предусмотрено требование о наличии у участника документов или копий таких документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предоставление в составе заявки копии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).33.3 Жилищно-гражданское строительство (Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства"). При этом заказчик не указал виды работ, на которые требуется допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.
В силу изложенного, заявитель просит обязать заказчика, уполномоченный орган привести документацию о закупке в соответствии с требованиями текущего законодательства.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявили следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
При этом часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает возможность внесения изменений в проект контракта при его направлении победителю закупки.
В составе документации о закупке размещен проект контракта. Пункт 26.1 проекта контракта содержит указание на фиксированный размер обеспечения исполнения контракта (в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1703 856 рублей).
В пункте 33 Информационной карты указанного открытого конкурса указано, что в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участником закупки предоставляется в составе заявки гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене (только для товаров нормального жизнеобеспечения). Заявитель ссылается на то, что Заказчик нарушает положения статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что данная закупка не относится к предмету по поставке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения. Хотя такое оборудование как: отсасыватель хирургический, бактерицидный регулятор, аппарат для быстрого размораживания и подогрева свежемороженой плазмы являются средствами для оказания скорой, в том числе специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель также ссылается на то, что в соответствии с пунктом 7.15 "Осуществление контроля целевого использования денежных средств, перечисленных по Контракту. Количество проверок и сроки их проведения заказчиком с Генподрядчиком не согласовываются", тем самым имеет место вмешательство во внутреннюю административно-хозяйственную деятельность подрядчика. Контрактом не предусмотрена обязанность Генподрядчика отчитываться за денежные средства. Данная норма не является императивной, это право, а не обязанность. Данный пункт договора, применяется в случае авансирования из бюджета Владимирской области. В условиях контракта предусмотрена оплата, только за фактически выполненные работы. Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным перечнем виды работ, содержащиеся в нем по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Заявитель жалобы полагает, что в конкурсную документацию по рассматриваемой закупке должно быть включено требование к участникам конкурса в части наличия у них свидетельства о допуске СРО по видам работ, которые генподрядчик будет делать самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций. Заказчик требует допуск СРО только Генподрядчика, а Генподрядчик при необходимости нанять на субподрядные работы сторонние организации, сам запрашивает допуск СРО на те виды работ, на которые он нанимает субподряд.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренным извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 33 Информационной карты открытого конкурса на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство областного клинического онкологического диспансера (пристройка хирургического корпуса и каньона под линейный ускоритель мощностью 20 МЭВ) ГБУЗ ВО ОКОД" для нужд ГБУ "Облстройзаказчик" предусмотрено, что в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участником закупки предоставляется в составе заявки гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене (только для товаров нормального жизнеобеспечения).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в состав предмета указанного открытого конкурса входит также и поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (отсасыватель хирургический, бактерицидный регулятор, аппарат для быстрого размораживания и подогрева свежемороженой плазмы и пр.). В силу изложенного, Комиссия полагает, что включение в проект государственного контракта требования о предоставлении победителем открытого конкурса документов и расчетов, подтверждающих возможность поставки товара по предлагаемой цене, не противоречит положениям статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также, заявителем не было представлено достаточного обоснования того, что положения пункта 7.15 проекта контракта об осуществлении целевого контроля использования денежных средств, перечисленных по контракту, противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок и каким-либо образом ущемляют права и законные интересы победителя закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствуют части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, требование конкурсной документации о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе копии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" соответствует положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на положения документации открытого конкурса на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Строительство областного клинического онкологического диспансера (пристройка хирургического корпуса и каньона под линейный ускоритель мощностью 20 МЭВ) ГБУЗ ВО ОКОД" для нужд ГБУ "Облстройзаказчик" (извещение N 0128200000115009074) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015