Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 октября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 23.10.2015 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Торговый дом "Бриз" (г.Москва) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку противогазов гражданских для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская городская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" (извещение N 0128200000115008002) в присутствии представителя уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.(доверенность N б\н от 12.01.2015), представителя заказчика ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" (доверенность N б\н от 01.10.2015 года), (доверенность N б\н от 20.10.2015), ГБУЗ ВО "Ковровская городская станция скорой медицинской помощи" (доверенность N б\н от 20.10.2015 года), заявителя ООО "Торговый дом "Бриз" (доверенность N 11 от 19.10.2015).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 760-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Бриз" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку противогазов гражданских для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская городская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что влечет за собой нарушение законных прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок проект контракта является неотъемлемой частью электронного аукциона. Пункт 3.3.4 части 3 проекта контракта содержит требование о предоставлении при поставке товара сертификата соответствия (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 878). Аналогичное требование указано в пункте 45 документации электронного аукциона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в аукционной документации не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению заявителя, требование о предоставлении сертификата соответствия Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" необоснованно и противоречит действующему законодательству РФ в силу следующего.
Согласно аукционной документации объектом закупки является противогаз гражданский. В пункте 4.1 части 4 ГОСТ Р 22.9.19.-2014 представлено определение назначения гражданского противогаза: "Гражданские противогазы являются фильтрующими средствами индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз гражданского взрослого населения, в том числе личного состава аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, от отравляющих веществ, радиоактивных веществ, аварийно химических опасных веществ ингаляционного действия, находящихся в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, а также от биологических (бактериальных) средств в условиях чрезвычайных ситуаций, которые обусловлены техногенными авариями и катастрофами, террористическими актами, применением оружия массового поражения.
Противогаз гражданский фильтрующий относится к классу ОКП 80 27 (снаряжение специализированное для аварийно-спасательных работ) и не подлежит обязательной сертификации на территории Российской Федерации, так как данная продукция не числится в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года N 982.
Согласно пункту 2 части 1.7 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" действие данного технического регламента не распространяется на специально разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, противогазы гражданские не подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", для них не требуется представление документов о подтверждении соответствия требованиям данного Технического регламента, в том числе в виде сертификата соответствия.
Данный довод подтверждается письмом Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (исх. 101-кс/1404 от 19.09.2012 года), в котором подтверждается, что противогазы гражданские не подпадают под действие указанного Технического регламента Таможенного союза.
В силу изложенного, заявитель просит провести проверку указанной аукционной документации, обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, внеся соответствующие изменения.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявили следующее.
Объектом закупки является гражданский противогаз фильтрующий, который относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, на которое распространяется действие регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" в соответствии с частью 1.4 ТР ТС 019/2011.
Глава 18 "Средства индивидуальной защиты" исключена из единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 в связи с вступлением в действие технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011) "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Согласно статье 7 Соглашения о единых принципах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, продукция, в отношении которой принят технический регламент (технические регламенты) Таможенного союза, выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые таможенные процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Таможенного союза.
Анализ рынка противогазов гражданских показал, что как минимум два предприятия в РФ (ОАО "Тамбовмаш", г.Тамбов, ООО "Бриз-Кама", г.Владимира) осуществляют выпуск противогазов гражданских, которые соответствуют требованиям ГОСТ, ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
В соответствии с Постановлением Правительства от 26.11.2012 года N 1223 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты".
В целях исключения возможных нарушений законодательства при осуществлении закупки ГБУЗ ВО "КМГБ N 1" был направлен запрос в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г.Ковров, Ковровском и Камешковском районе о получении разъяснений о принадлежности гражданских противогазов, приобретаемых для учреждений здравоохранения, к продукции на которую распространяется действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", а также о форме подтверждения соответствия данного вида продукции.
В ответ на запрос, ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г.Коврове, Ковровском и Камешковском районе сообщил, что действие ТР ТС N 019/2011 распространяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), в частности гражданские противогазы, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза в форме обязательной сертификации.
Кроме того, исходя из положений законодательства, по мнению представителей заказчиков, противогаз гражданский не является специально разработанным средством индивидуальной защиты для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на него распространяет свое действие технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" и соответствие его требованиям данного технического регламента подтверждается сертификатом соответствия.
Дополнительно, в подтверждение своих доводов, заявитель в жалобе ссылается на письмо ОАО "ВНИИС", в котором сообщается, что противогазы гражданские ГП-7Б, ГП-7ВМБ и дополнительны патрон противогазный ДПГ-3 "Бриз" не подпадают под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" и для неё не требуется представление документов о подтверждении соответствия требованиям ТР ТС.
Между тем, ОАО "ВНИИС" не является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты". В ответе ОАО "ВНИИС" изложено лишь мнение одного из подразделений этого института. Полномочия по контролю возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Торговый дом "Бриз" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 3.3.4 проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения на закупку противогазов гражданских предусмотрена обязанность Поставщика при поставке товара предоставить сертификат соответствия (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878).
Как следует из ГОСТ Р 22.9.19-2014 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие" гражданские противогазы являются фильтрующими индивидуальными средствами защиты органов дыхания, глаз и лица человека от радиоактивных и отравляющих веществ, биологических (бактериальных) средств или иных опасных химических веществ, находящихся в атмосфере в виде, паров, газов и аэрозолей.
В силу положений пункта 1.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении N 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
Пунктом 1.6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" предусмотрено, что идентификация средств индивидуальной защиты для установления их принадлежности к сфере действия указанного технического регламента производится путем визуального сравнения типа и наименования средства индивидуальной защиты, указанного в маркировке на упаковке или непосредственно на средстве индивидуальной защиты, с наименованием и типом, предусмотренным разделом 4 и приложением N 1 настоящего технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 2 Приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) установлено, что к средствам индивидуальной защиты, на которые распространяются действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие (в том числе противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской, противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазовые средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазоаэрозольные (комбинированные) средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, фильтрующие самоспасатели).
Пунктом 2 Приложения N 5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) установлено, что средствам индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращении на территории государств-членов Таможенного союза, относятся в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа (в том числе самоспасатели), сменные элементы к ним - противогазовые средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью.
В силу пункта 1.7 действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 не распространяется на специально разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По мнению Комиссии, заявитель не представил достаточных документальных доказательств относительно принадлежности закупаемых заказчиками гражданских противогазов к числу специально разработанных средств индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с учетом того, что соответствующий ГОСТ "Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие" не относит гражданские противогазы к числу специально разработанных средств индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Таким образом, исходя из буквального толкования положений пунктов 1.4, 1.6, 1.7, Приложений N 1 и N 5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), Комиссия считает, что у заказчика имелись достаточные правовые основания для включения в проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения на закупку противогазов гражданских требования о предоставлении победителем электронного аукциона сертификата соответствия Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "Бриз" на положения документации электронного аукциона на закупку противогазов гражданских для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская городская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" (извещение N 0128200000115008002) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015