Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2015 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ИвановоМедТорг" (г.Иваново) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку рентгенпленки для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (извещение N 0128200000115008188) в присутствии представителя заказчика ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (доверенность N б\н от 10.07.2015), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 9 от 12.01.2015), заявителя ООО "ИвановоМедТорг" (доверенность N б\н от 22.10.2015 года)
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 759-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ИвановоМедТорг" (далее - заявитель) на положения документации о на закупку рентгенпленки для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (извещение N 0128200000115008188).
По мнению заявителя, ООО "ИвановоМедТорг" не может участвовать в данной закупке по следующим причинам.
В приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона "Показатели товара" по
позиции N 3 заказчиком заявляется к закупке рентгепленка, в отношении которой заказчиком установлены требования - "синечувствительная рентгеновская пленка, 14х43_" в количестве 10 упаковок. Данное требование заказчика заявитель считает необоснованным в виду следующего.
В настоящее время на территории РФ действует межгосударственный ГОСТ ISO 4090-2011 "Медицинские рентгенографические кассеты\экраны\пленки для твердых копий изображения. Размеры и технические требования", требования и положения которого являются обязательными для всех участников рынка обращения рентгеновских расходных материалов и распространяется на кассеты, экраны и пленки для общей рентгенографии и маммографии и пленки для твердых копий. Стандарт устанавливает требования к номинальным форматам, оптимальным размером с допусками, массе и конкретные испытания медицинских рентгенографических кассет, экранов и пленок. Действие стандарта также распространяется на медицинские листовые пленки для твердых копий изображения (например, лазерные и видео), стандарт устанавливает также маркировку на этих изделиях. Стандарт не распространяется на рулонные пленки.
В соответствии с пунктом 8.1.1 ГОСТ номинальные форматы, оптимальные и допустимые размеры пленок для общей радиологии с основными форматами должны соответствовать таб.1-2 ГОСТ, а номинальные форматы, оптимальные и допустимые размеры пленок для общей радиологии с дополнительными форматами должны соответствовать таб.3-4 ГОСТ: пленка формата 14х43 в этих таблицах отсутствует. В соответствии с положениями статьи 8 и данными таб.12 ГОСТ установлены новые правила для размеров и допусков при резке пленки и образовании новых форматов: для пленок форматом от 12 до 65 см. новый формат образуется путем вычитания 2 см: пленка форма 14х43 не подходит и под эти параметры.
В настоящее время в РФ используются следующие торговые наименования медицинских рентгеновских пленок: Retina, Kodak (Karestream), Fuji, CEA, AGFA. В декларации (сертификате) соответствия качества на каждое торговое наименование медицинское рентгеновской пленки изготовитель пленки указывает соответствие ГОСТ ISO 4090-2011 (до 2013 года - ГОСТ Р ИСО 4090-2006, национальный стандарт), следовательно, в РФ зарегистрированы, как изделия медицинского назначения, и могут использоваться только те форматы пленки, какие указаны как основные и дополнительны в ГОСТ ISO 4090-2011 (ГОСТ Р ИСО 4090-2006): данные о пленке для общей радиологии формата 14х43 в ГОСТ ISO 4090-2011 отсутствуют. Следовательно, указание в техническом регламенте к закупке форматов пленок, не регламентированных технической документации производителей, является, по мнению заявителя, нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и нарушает равные права участников рынка обращения медицинской рентгеновской пленки. Указанием в составе объекта закупки пленки формата 14х43 пользуются некоторые недобросовестные участники рынка и заказчики с целью устранения конкуренции: после предварительной договоренности с заказчиком данными участниками рынка подаются коммерческие предложения заказчику с указанием о наличии у них пленки формата 14х43 см. и формировании завышенной на основании данных коммерческих предложений максимальной (начальной) цены контракта. В ходе проведения электронного аукциона участниками аукциона являются именно те компании, которые подавали коммерческие предложения и создается видимость проведения аукциона, так как остальные участники рынка не могут выйти с предложением пленки формата 14х43 см. или другого нестандартного формата, который отсутствует в действующем ГОСТ ISO 4090-2011. Доказательством отсутствия у заказчика необходимости приобретения пленки нестандартного формата 14х43 см. является отсутствие у него рентгеновских кассет формата 14х43см, совместно с которыми должна использоваться пленка при проведении рентгеновских диагностических исследований. Заказчику через оператора электронной площадки отправлялся запрос с предложением разъяснить острую необходимость пленки 14х43 см. или разрешить предложение ему в качестве эквивалента пленки формата 18х43, который имеется в ГОСТ ISO 4090-2011 и цена которой значительно дешевле (примерно на 75 %) средней цены пленки формата 14х43, однако заказчик необходимость приобретения именно этого формата не разъяснил и предложение пленки формата 18х43 как эквивалентного формата отверг.
С 29.12.2007 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет процедуру регистрации изделий медицинского назначения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (регистрация Минюста России от 30.11.2006 N8542).
В соответствии с Административным регламентом регистрация ИМН (медицинская регистрация) представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, рентгеновские расходные материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для обеспечения качественного лечебного процесса в ЛПУ РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" с изменениями от 2010 г. медицинская рентгеновская пленка не подлежит обязательной процедуре сертификации с выдачей сертификата соответствия качества установленного образца, а соответствие медицинской продукции предъявляемым требованиям качества может осуществляться в форме добровольного принятия деклараций соответствия качеству. Все производители медицинской рентгеновской пленки, продукция которых используется в ЛПУ РФ ( "Кэарстрим Хэлс.Инк." США, "Фуджифильм Корпорейшн" Япония и "Агфа ХэлсКеа Н.В." Бельгия) добровольно приняли декларации соответствия качества на свою продукцию (медицинскую рентгеновскую пленку), в которых указали соответствие выпускаемой продукции требованиям ГОСТ ISO 4090-2011, а также номера регистрационных удостоверений на выпускаемую продукцию: следовательно, на продукцию, не соответствующую ГОСТ ISO 4090-2011, действие регистрационных удостоверений не распространяется. Медицинская рентгеновская пленка формата 14х43см, заявляемая заказчиком к закупке, отсутствует в ГОСТ ISO 4090-2011, следовательно на пленку этого формата действие регистрационных удостоверений, выданных производителям пленки и предоставленных в ходе рассмотрения жалобы по существу в УФАС по Владимирской области, не распространяется. Нельзя включать в состав лота рентгеновскую пленку, не имеющую разрешительных документов на использование в ЛПК. С таким же успехом заказчик может заявить и любые другие форматы пленки, отсутствующие в ГОСТ ISO 4090-2011,например - 20х20см или 7х5см, которые, теоретически, могут быть выпущены любым производителем рентгеновской пленки при наличии соответствующей финансовой выгоды, но их использование в ЛПУ РФ будет невозможным из-за отсутствия разрешительных документов.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной в полном объеме, отменить процедуру закупки N 0128200000115008188 и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона указаны параметры рентгенпленки 14х43 см., которая и ранее закупалась заказчиком и использовалась в учреждении на протяжении длительного времени. Заказчик не обязан доказывать необходимость приобретения пленки определенного формата.
Формат 14х43 рентгенографических пленок представлен на рынке такими торговыми марками как Retina, Karestream Health, AGFA и давно находится в обороте на территории РФ, включен в официальные заявки Департамента здравоохранения при Администрации Краснодарского края, Красноярского края, Кемеровской области, Белгородской области и зарекомендовал себя как изделие медицинского назначения, крайне необходимое при определенных манипуляциях в лечебном процессе. Данный формат рентгенографических пленок выпускается с учетом нужд лечебных учреждений в целях экономической целесообразности расходования бюджетных средств.
Применение данного формата приводит к снижению зоны облучения пациента, благодаря оптимальным размерам пленки, уменьшению затрат на приобретение рентгеновской пленки по сравнению с большими форматами, целостности картины при снимке кистей рук, позвоночного столба, трубчатых костей, стоп ног, без отображения на снимке лишних элементов.
При подготовке документации к электронному аукциону Заказчиком не устанавливались требования о соответствии рентгеновской пленки ГОСТ Р ИСО 4090-2011. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 года национальный стандарт применяется на добровольной основе. Поскольку пленка медицинская рентгеновская является изделием медицинского назначения и может применяться на территории РФ при осуществлении государственной регистрации, Заказчиком в документации установлено требование о предоставлении при поставке товара копии регистрационного удостоверения (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 17.07.2014) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий").
Таким образом, доводы заявителя о том, что на территории Российской Федерации может применяться только рентгеновская пленка, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 4090-2011, заказчик считает необоснованными.
На извещение о проведении электронного аукциона на закупку рентгенпленки для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" N 0128200000115008188 было подано 4 заявки от участников. Каждая из заявок содержит предложение о поставке рентгенпленки формата 14х43. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000115008188 от 21.10.2015 все 4 участника подавших заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, заказчик считает, что при подготовки аукционной документации права участников рынка обращения медицинской рентгеновской пленки не были ограничены. Заявитель жалобы, ООО "ИвановоМедТорг", вполне имел возможность принять участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "ИвановоМедТорг" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товары, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3 Приложения N 1 к информационной карте (Таблица 1) электронного аукциона на закупку рентгенпленки для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" предусмотрена поставка синечувствительной рентгеновской пленки 14х43 см.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика доказывать и обосновывать свою потребность в товарах, работах, услугах перед кем-либо. Отсутствие у какого-либо потенциального поставщика возможности поставки товара, требуемого заказчиком, само по себе не может свидетельствовать о наличии в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальный стандарт применяется на добровольной основе.
Таким образом, установление требований о поставке рентгеновской пленки 14х43 с соблюдением требований, предусмотренных ГОСТ Р ИСО 4090-2011, является правом, а не обязанностью заказчика.
Кроме того, косвенными подтверждением отсутствия в оспариваемой аукционной документации положений, ограничивающих количество участников закупки, является наличие четырех допущенных заявок на участие в указанном электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИвановоМедТорг" на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку рентгенпленки для нужд ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (извещение N 0128200000115008188) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015