Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 октября 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 27.10.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Муниципального бюджетного учреждения города Владимира "Владстройзаказчик" (далее - МБУ "Владстройзаказчик", заказчик) <_> (доверенность <_>), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_> (доверенность <_>), представителя заинтересованного лица - управления муниципального заказа администрации города Владимира (далее - УМЗ администрации г. Владимира) <_> (доверенность <_>).
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N04/4860-меи от 22.10.2015), явку своего законного представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
21.10.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797).
В данной жалобе изложено следующее.
По мнению заявителя, в конкурсной документации содержатся нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. А именно:
1. В пункте 9.1 Проекта контракта установлено требование о соответствии применяемых материалов ТУ: поставка всех материалов и оборудования производится Подрядчиком. Все предоставляемые для строительства материалы, оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ, а также требованиям, заявленным в конкурсной документации.
Заявитель поясняет, что технические условия (ТУ) - это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и т.д. или их группу. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и т. п.)
Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 устанавливает различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. При этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к документации о закупке, заказчику неизвестна. В проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует. Вместо этого заказчиком в п. 11 проекта контракта указано: в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 0,5 процента цены Контракта (сумма прописью) рублей; за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 0,5 процент цены контракта (сумма прописью) рублей. Тем самым, заявитель считает, что нарушено положение пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В пункте 12.1 проекта контракта установлен окончательный размер обеспечения контракта - 30% от начальной (максимальной) цены Контракта. При этом не учтен порог снижения НМЦК в ходе проведения электронного аукциона. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Условие об обеспечении исполнения контракта является одним из существенных условий договора, которое, в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, не может меняться. Заявитель считает, что нарушено положение статей 68 и 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Заказчик не установил конкретный срок действия контракта. Пункт 13.1 проекта контракта гласит: контракт вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до исполнения обязательств сторонами по настоящему Контракту.
Исходя из такого условия, невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
5. Согласно информации официального сайта, дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.09.2015. Однако пункт 29.6 Информационной карты при этом устанавливает дату начала срока предоставления разъяснений - 02.10.2015.
Заявитель считает неправомерным установление заказчиком даты начала срока дачи разъяснений положений аукционной документации не с момента публикации извещения о закупке, тем самым нарушено право участника закупки, закрепленное ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки" предусматривает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. К таким работам (услугам) также относятся строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей.
Однако Заказчик не установил дополнительные требования к участникам - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими наличие такого опыта, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
7. В нарушение требования статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации отсутствует информация о наличии или отсутствии банковского сопровождения контракта.
Таким образом, заявитель полагает, что конкурсная документация требует внесения изменений, согласно требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заинтересованного лица - УМЗ г.Владимира, утвердивший рассматриваемую конкурсную документацию, пояснил следующее.
1. Относительно первого довода жалобы представитель заинтересованного лица поясняет, что раздел 9 проекта контракта содержит пункт 9.1., изложенный в следующей редакции: поставка всех материалов и оборудования производится Подрядчиком. Все предоставляемые для строительства материалы, оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ, а также требованиям, заявленным в конкурсной документации.
При этом ни извещение о проведении рассматриваемого открытого конкурса, ни документация не содержат в своем составе требований к материалам и оборудованию, которые должны быть использованы при выполнении работ, и которые являются предметом закупки. Указанный выше пункт является существенным условием исполнения контракта со стороны подрядчика, т. е. не является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, регламентирующей порядок описания объекта закупки.
2. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено требование о том, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью рассматриваемой документации открытого конкурса, содержит в своем составе раздел 11 с наименованием "Ответственность сторон", в котором содержаться положения, являющиеся фактическим исполнением, со стороны заказчика и уполномоченного органа, требований указанной выше нормы Федерального закона. При этом размер штрафов, предусмотренный данным разделом в полной мере соответствует положениям пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктами "г" пунктов 4 и 5 указанных выше Правил верхним порогом, подразумевающим возможность изменения размера штрафа, является сумма в сто миллионов рублей. При любой цене контракта, превышающей сто миллионов рублей, изменение размера штрафа Правилами не предусмотрено.
Начальная (максимальная) цена контракта, предусмотренная документацией открытого конкурса составляет 583 833 250,00 рублей. Таким образом, для заключения контракта, в результате осуществления данной закупки, с ценой менее ста миллионов рублей, предложение участника закупки о цене контракта должно предусматривать снижение цены более чем на 82%.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также отсутствие в Законе о контрактной системе в сфере закупок и Правилах прямого указания на необходимость указания всех диапазонов штрафных санкций в проекте контракта, уполномоченный орган считает возможным утверждать об отсутствии в составе документации каких-либо нарушений, касающихся невыполнения требований предусмотренных частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Относительно третьего довода жалобы заявителя заинтересованное лицо утверждает, что ст. 68 и 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок не регламентируют вопрос, поставленный в данном пункте жалобы. Единственным обязательным требованием к составу информации, содержащейся в проекте контракта (в контракте), в части касающейся обеспечения исполнения контракта, является положение части 27 статьи 34 настоящего Федерального закона о том, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком). Все иные условия, касающиеся обеспечения исполнения контракта, в соответствии с положениями действующего законодательства о закупках, не являются обязательными для их включения в контракт или проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации открытого конкурса.
Статья 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок содержит в своем составе нормы, которые не относятся к положениям действующего законодательства о закупках, регламентирующих объем информации, которая должна содержаться в составе контракта.
При этом с учетом положений пункта 8 части 1 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, пункта 11 части 1 статьи 50, а также части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона в составе извещения о проведении открытого конкурса и документации открытого конкурса указан размер обеспечения исполнения контракта. Кроме того, этот размер установлен в полном соответствии с положениями части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, которой предусмотрено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Положения части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона, предусматривающие случай снижения цены контракта на 25% и более представляют собой отсылочную норму на положения статьи 37 Федерального закона, которая является нормой прямого действия.
Кроме того, часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок сформулирована таким образом, что в ней имеется прямое указание то, что в составе документации не может быть требования об обеспечении исполнения контракта превышающем размер, предусмотренный частью 6 статьи 96 Федерального закона (если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)).
4. Проект контракта содержит в своем составе пункт 3.1. раздела 3 "Сроки выполнения работ", приложение N 1 к контракту, пункт 2.4. раздела 2 "Цена Контракта и порядок расчетов". Положения проекта контракта, с учетом положений действующего законодательства и п. 12.3 раздела 12 "Обеспечение исполнения Контракта" позволяют в полном объеме осуществить расчет необходимого срока действия банковской гарантии, если такой способ обеспечения исполнения контракта будет выбран участником закупки, ставшим победителем открытого конкурса.
Относительно пятого довода жалобы заявителя, представитель пояснил, что ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует вопрос о предоставлении разъяснений положений документации открытого конкурса. При этом частью 7 статьи 50 настоящего Федерального закона установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об открытом конкурсе должна в своем составе содержать информацию о порядке предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления. В Информационной карте в п. 29.6 документации рассматриваемого открытого конкурса содержится информацию о дате начала и дате окончания предоставления разъяснений положений документации, а порядок предоставления разъяснений содержится в пункте 10 Инструкции участникам закупок, которая является частью документации открытого конкурса.
6. В отношении не установления дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товваров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), заинтересованное лицо считает необходимым отметить следующее.
Указанное в жалобе Заявителя дополнительно требование содержится в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению.
Согласно пункта 1 Постановления, перечисленные в приложении дополнительные требования, устанавливаются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Ввиду того, что рассматриваемая закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса, положения Постановления о применении дополнительных требований к участникам закупки не распространяется.
7. В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация, определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
По состоянию на дату публикации извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий случаи обязательного осуществления банковского сопровождения контракта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов", этот документ для муниципальных образований носит исключительно рекомендательный характер, т. е. не является обязательным к исполнению без наличия документа, предусмотренного частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, УМЗ администрации г. Владимира просит признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", по доводам, содержащимся в ней, необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика - МБУ "Владстройзаказчик" пояснил, что конкурсная документация была утверждена уполномоченным органом - УМЗ администрации г. Владимира, при этом заказчик полностью поддерживает доводы представителя УМЗ администрации г. Владимира и просит признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованной.
Представитель уполномоченного пояснил следующее.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.6. и 2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документация о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира утверждена приказом управления муниципального заказа администрации города Владимира от 16.09.2015 N 859-П.
Согласно пункту 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Закону о контрактной системе в сфере закупок и в соответствии с пунктом 2.1.12 Порядка взаимодействия размещены уполномоченным органом на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 29.09.2015, реестровый номер открытого конкурса 0128200000115007797.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.10.2015 для закупки N0128200000115007797 по окончании срока подачи заявок до 21.10.2015 10:00 было подано 2 заявки от участников открытого конкурса. Одна заявка признана соответствующей требованиям, одна заявка отклонена.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира N 0128200000115007797 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 583 833 250,00 рублей.
В отношении первого довода жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел 9 проекта контракта содержит пункт 9.1, который гласит, что поставка всех материалов и оборудования производится Подрядчиком. Все предоставляемые для строительства материалы, оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ, а также требованиям, заявленным в конкурсной документации.
При этом ни извещение о проведении рассматриваемого открытого конкурса, ни документация не содержат в своем составе требований к материалам и оборудованию, которые должны быть использованы при выполнении работ, и которые являются предметом закупки. Указанный выше пункт является существенным условием исполнения контракта со стороны подрядчика, т. е. не является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, регламентирующей порядок описания объекта закупки.
В отношении второго довода жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 4, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, все обязательные условия, предусмотренные Законом контрактной системе в сфере закупок, включены в проект контракта.
Согласно пункту 4 постановления Правительства N 196 Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью рассматриваемой документации открытого конкурса, содержит в своем составе раздел 11 с наименованием "Ответственность сторон", в котором содержаться положения, являющиеся фактическим исполнением, со стороны заказчика и уполномоченного органа, требований указанной выше нормы Федерального закона. При этом размер штрафов, предусмотренный данным разделом в полной мере соответствует положениям пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с пп. "г" п. 4,5 указанных выше Правил, порогом, подразумевающим возможность изменения размера штрафа, является сумма в сто миллионов рублей. При любой цене контракта, превышающей сто миллионов рублей, изменение размера штрафа Правилами не предусмотрено.
Начальная (максимальная) цена контракта, предусмотренная документацией открытого конкурса, составила 583 833 250,00 рублей, т.е. для заключения контракта, в результате осуществления данной закупки, с ценой менее ста миллионов рублей, предложение участника закупки о цене контракта должно предусматривать снижение цены более чем на 82%.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также отсутствие в Законе о контрактной системе в сфере закупок и Правилах прямого указания на необходимость указания всех диапазонов штрафных санкций в проекте контракта, Комиссия Владимирского УФАС России считает, что в составе документации отсутствуют нарушения, касающиеся невыполнения требований, предусмотренных частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Относительно третьего довода жалобы заявителя Комиссия Владимирского УФАС России установила, что ст. 68 и 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок не регламентируют вопрос, поставленный в данном пункте жалобы. Единственным обязательным требованием к составу информации, содержащейся в проекте контракта (в контракте), в части касающейся обеспечения исполнения контракта, является положение части 27 статьи 34 настоящего Федерального закона о том, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком). Все иные условия, касающиеся обеспечения исполнения контракта, в соответствии с положениями действующего законодательства о закупках, не являются обязательными для их включения в контракт или проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации открытого конкурса.
Относительно четвертого довода жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Проект контракта рассматриваемой конкурсной документации содержит в своем составе пункт 3.1. раздела 3 "Сроки выполнения работ", приложение N 1 к контракту, пункт 2.4. раздела 2 "Цена Контракта и порядок расчетов" (в течение 25 месяцев).
Положения проекта контракта, с учетом положений действующего законодательства и п. 12.3 раздела 12 "Обеспечение исполнения Контракта" позволяют в полном объеме осуществить расчет необходимого срока действия банковской гарантии, если такой способ обеспечения исполнения контракта будет выбран участником закупки, ставшим победителем открытого конкурса.
Относительно пятого довода жалобы заявителя, Комиссия Владимирского УФАС России поясняет, что ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует вопрос о предоставлении разъяснений положений документации открытого конкурса.
Относительно шестого довода жалобы.
Указанное в жалобе Заявителя дополнительное требование, установлено заказчиком в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно пункта 1 данного Постановления, перечисленные в приложении дополнительные требования, устанавливаются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Ввиду того, что рассматриваемая закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса, положения Постановления о применении дополнительных требований к участникам закупки не распространяется.
Относительно седьмого довода жалобы.
Данная закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса, заявитель же ссылается на нормы ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, которая регламентирует содержание документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация, определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как пояснил представитель УМЗ администрации г. Владимира, по состоянию на дату публикации извещения о проведении рассматриваемого открытого конкурса N 0128200000115007797 отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий случаи обязательного осуществления банковского сопровождения контракта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов", этот документ для муниципальных образований носит исключительно рекомендательный характер, т. е. не является обязательным к исполнению без наличия документа, предусмотренного частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Ввиду соблюдения заказчиком норм действующего законодательства при разработке рассматриваемой конкурсной документации, внесения изменений, в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, не требуется.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Однако ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" не воспользовалось данным правом, запросов о даче разъяснений положений документации в адрес заказчика не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2015