Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 26.10.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СМУ-55" на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Муниципального бюджетного учреждения города Владимира "Владстройзаказчик" (далее - МБУ "Владстройзаказчик", заказчик) <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>, представителя заинтересованного лица - Управления муниципального заказа администрации города Владимира <_>.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-55" (далее - ООО "СМУ-55", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N04/4888-сни от 23.10.2015), явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
22.10.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ-55", перенаправленная из ФАС России (исх.N ГЗТУ/6371 от 21.10.2015) на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797).
В данной жалобе изложено следующее.
По мнению заявителя, в конкурсной документации содержатся нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. А именно:
1. В соответствии с требованиями пункта 1.1. проекта муниципального контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира" в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, а также работ, определенно не указанных, но необходимых для завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, размещенная заказчиком документация об открытом конкурсе не содержит проектную документацию.
Несмотря на то, что предметом контракта является выполнение строительных работ на сумму более 500 миллионов рублей, заказчик не разместил проект строительства. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утвержден перечень разделов проектной документации на выполнение строительных работ. В соответствии с пунктами 9-32 указанного Постановления проектная документация содержит 12 разделов. При этом, заказчиком не опубликован ни один из них.
Строительство и связанные с ним работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, при отсутствии в составе аукционной документации проектно-сметной документации участник закупки не имеет достаточных сведений о характере и технологии работ, подлежащих выполнению по контракту, с учетом потребностей заказчика, сформулированных в проектно-сметной документации.
Аналогичная позиция содержится в Письме ФАС России от 23 мая 2011 г. N ИА/19712.
В связи с изложенным заявитель считает, что заказчиком нарушены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. В соответствии с размещенной сметной документацией, в один лот вместе со строительными работами, требующими наличия свидетельства СРО, объединена поставка товаров (стеллаж складской сборно-разборный, подтоварник, контейнер для люминесцентных ламп и др.).
Следовательно, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели, техники (в том числе компьютерной) и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки и нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заинтересованного лица - Управления муниципального заказа администрации города Владимира, утвердивший рассматриваемую конкурсную документацию, пояснил следующее.
Доводы жалобы, касающиеся наличия нарушения требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются не соответствующими фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела по следующим основаниям:
- рассматриваемая документация содержит в своем составе приложение N 4 к Информационной карте с наименованием "Техническое задание". В этом приложении, в табличной форме, содержатся "Основные характеристики объекта закупки (объем работ, технические, качественные характеристики)".
Следовательно, документация открытого конкурса содержит в своем составе информацию (показатели), позволяющие определить соответствие закупаемой работы, услуги установленным требованиям.
Ссылка Заявителя жалобы на положения Градостроительного кодекса, в частности на часть 6 статьи 52 этого кодекса, является не корректной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при этом нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Градостроительный кодекс РФ, во-первых, не является документом, который прямо указан в части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок как регулирующий правоотношения в сфере закупок, а также он не содержит в своем составе норм, которые регулируют вопросы, связанные с формированием документации открытого конкурса.
Таким образом, утверждение заявителя жалобы о необходимости наличия в составе документации открытого конкурса документов, относящихся ко всем 12-ти разделам, входящим в состав проектной документации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", не соответствует положениям действующего Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок прямо содержит указание на то, что Гражданский кодекс РФ относится к документам, регулирующим правоотношения в сфере закупок.
В жалобе заявителя указано, что, согласно части 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Однако заявителем жалобы не принято во внимание положение части 2 статьи 743 ГК РФ, в которой прямо указано, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Рассматриваемая документация открытого конкурса содержит в своем составе проект контракта, который является неотъемлемой частью документации открытого конкурса в соответствии с положениями части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В указанном проекте контракта, во исполнение требований части 2 статьи 743 ГК РФ, содержится пункт 8.15, в котором определен состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
В отношении довода жалобы, относящегося к невозможности применения норм, содержащихся в "Положении об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 года N 147, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, представитель Управления муниципального заказа администрации города Владимира считает возможным отметить, что подборка документов, о которых идет речь в жалобе заявителя, и которые, по его мнению, подтверждают наличие нарушений законодательства о закупках в документации рассматриваемого открытого конкурса, относятся к периоду 2010-2012 годов. Имеющаяся в настоящее время практика контрольных органов, а также судебная практика арбитражных судов носит абсолютно противоположный характер.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира, то есть фактически это строительство объекта "под ключ". Заказчиком, уполномоченным органом не осуществлялось объединение в один предмет закупки строительных работ, поставки мебели, оборудования и инвентаря, так как единой целью торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) есть приведение помещений в состояние, пригодное для осуществления деятельности учебного учреждения, приобретение оборудования, мебели, инвентаря и выполнение строительных работ, которые являются в полной мере взаимосвязанными при выполнении строительства объектов "под ключ".
На основании вышеизложенного представитель Управления муниципального заказа администрации города Владимира просит признать жалобу ООО "СМУ-55" необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика - МБУ "Владстройзаказчик" пояснил, что конкурсная документация была утверждена уполномоченным органом - Управлением муниципального заказа администрации города Владимира, при этом заказчик полностью поддерживает доводы представителя Управления муниципального заказа администрации города Владимира и просит признать жалобу ООО "СМУ-55" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил следующее.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.6. и 2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документация о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира утверждена приказом управления муниципального заказа администрации города Владимира от 16.09.2015 N 859-П.
Согласно пункту 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Закону о контрактной системе в сфере закупок и в соответствии с пунктом 2.1.12 Порядка взаимодействия размещены уполномоченным органом на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 29.09.2015, реестровый номер открытого конкурса 0128200000115007797.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.10.2015 для закупки N0128200000115007797 по окончании срока подачи заявок до 21.10.2015 10:00 было подано 2 заявки от участников открытого конкурса. Одна заявка признана соответствующей требованиям, одна заявка отклонена.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира N 0128200000115007797 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 583 833 250,00 рублей.
В отношении первого довода жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе размещенной уполномоченным органом документации об открытом конкурсе содержится приложение N 4 к Информационной карте "Техническое задание". В данном приложении указаны основные характеристики объекта закупки (объем работ, технические, качественные характеристики): "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира: СОШ на 1200 мест, общая площадь здания - 16230,81 м2, количество этажей - 2-5, фундаменты - ленточные ж/б, стены кирпичные, перекрытия ж/б, кровля рулонная, теплоизоляция наружных стен, внутреннее инженерно-техническое оборудование, внешние сети ресурсоснабжения, благоустройство территории. Объем работ, описание объекта закупки в соответствии со сметной документацией (Приложение к Техническому заданию, ZIP-АРХИВ)".
Также размещены локальные сметные расчеты по всем видам работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки.
Следовательно, документация об открытом конкурсе содержит в своем составе информацию (показатели), позволяющие определить соответствие закупаемых работ, услуг установленным требованиям.
Пункт 1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, гласит: Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира" в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, а также работ определенно не указанных, но необходимых для завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
При этом, согласно пункту 8.15 проекта контракта, Заказчик обязуется в течение 2-х дней обеспечить Подрядчика утвержденной проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, указанной в пункте 1.1. настоящего Контракта, создать условия для выполнения работ (обеспечить доступ на объект и др.).
Кроме того, Письмо ФАС России от 23 мая 2011 г. N ИА/19712, на которое ссылается заявитель жалобы, Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 2012 г. N ВАС-4065/12 признано недействующим.
В отношении второго довода жалобы.
Как следует из пояснений Управления муниципального заказа администрации города Владимира, предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г.Владимира, то есть фактически это строительство объекта "под ключ". Заказчиком, уполномоченным органом не осуществлялось объединение в один предмет закупки строительных работ, поставки мебели, оборудования и инвентаря, так как единой целью торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) есть приведение помещений в состояние, пригодное для осуществления деятельности учебного учреждения, приобретение оборудования, мебели, инвентаря и выполнение строительных работ, которые являются в полной мере взаимосвязанными при выполнении строительства объектов "под ключ".
В то же время, заявителем не доказано, что формирование заказчиком объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции.
При этом, по мнению Комиссии, оборудование, включенное в объект рассматриваемой закупки, а именно: стеллаж складской сборно-разборный, подтоварник, контейнер для люминесцентных ламп и прочее, может приобрести любая строительная организация независимо от её специализации по ценам, сложившимся на рынке.
Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2015 г. N 304-КГ15-1413.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СМУ-55" на положения документации об открытом конкурсе на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 8-ЮЗ г. Владимира (номер извещения 0128200000115007797) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015