Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 ноября 2015 г. N 1669
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Макарова А.А. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Игошина В.В. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
с участием:
- Никонорову И.И. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" (доверенность N 00000000345 от 18.11.2015) |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Скокова Сергея Михайловича (далее также - ИП Скоков С.М., заявитель) о нарушении аукционной комиссией Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Вадская центральная районная больница" (далее также - аукционная комиссия, ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ") требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг для обеспечения нужд учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ИП Скокова С.М. на действия аукционной комиссии ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оргтехники для нужд ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ", номер извещения 0332300315415000046.
По мнению заявителя, аукционная ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе ИП Скокову С.М., что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ИП Скокова С.М. отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признал, считает жалобу ИП Скокова С.М. необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 23.10.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оргтехники для нужд ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ", номер извещения 0332300315415000046, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является поставка оргтехники для нужд ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" с начальной (максимальной) ценой контракта 376 800,00 руб.
2) В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в разделе II документации об электронном аукционе.
Приложением N 3 документации об электронном аукционе установлены требования к характеристикам требуемой к поставке оргтехники с указанием наименования поставляемого товара по каждой позиции, например:
Системный блок | |
Блок питания: не менее 450 Вт Тип разъема для материнской платы - 24 pin 1 вентилятор (120 мм) | |
Материнская плата: | |
Socket FM2+ Интегрированное графическое ядро - наличие Сеть Ethernet - не менее 100 Мбит/с | |
Модули памяти | |
Тип памяти - DDR3 Объем памяти - не менее 4 Гб | |
Процессор | |
Socket FM2+ | |
Кулер | |
Назначение - для процессора Скорость вращения - не менее 1600 об./мин. Уровень шума - не более 24 дБ | |
Жесткий диск | |
Интерфейс HDD - SATA-III 6Gb/s не менее 500 Gb Скорость вращения шпинделя - не менее 7200 об./мин. Буфер HDD - не менее 16 Мб | |
Количество |
10 |
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России со слов представителя заказчика установлено, что потребность заказчика заключается в поставке системного блока не как единого целого объекта, включающего материнскую плату, модули памяти, процессор, жесткий диск в количестве 10 штук, необходима поставка составных частей, элементов, комплектующих системного блока.
Таким образом, описание объекта закупки подобным образом допускает двусмысленное значение, а именно, описание объекта можно толковать, таким образом, что для поставки требуется системный блок как единой целое, а не отдельных составных частей.
Изложенное, учитывая название закупки, указанное в документации о закупке (поставка оргтехники), свидетельствует об отсутствии объективности описания объекта закупки в данной части и нарушает требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона, или копии этих документов;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов;
- декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Федерального закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Требования к содержанию, составу второй частей заявок на участие в аукционе установлены в пункте 22 документации электронного аукциона.
В нарушение части 1 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации об электронном аукционе содержатся неправомерные требования к содержанию и составу вторых частей заявок на участие в аукционе, а именно в составе второй части заявки требуется предоставление документов, подтверждающих качество и параметры, обозначенные в первой части заявки, и производителя товара (такие документы передаются вместе с товаром), а также документа, подтверждающего причастность к субъектам малого предпринимательства (СМП), социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО) (в соответствии с требованием части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок необходимо предоставлении исключительно декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям).
4) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Вместе с тем частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако проект названного контракта не содержит ответственность в виде пени (включая формулу) за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, заказчиком нарушены требования частей 4 и 7 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5) 03.11.2015 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников размещения заказа, поданные для участия в открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0332300315415000046 от 03.11.2015.
В соответствии с протоколом N 0332300315415000046 от 03.11.2015 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (02.11.2015) поступило 6 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены номера.
ИП Скокову С.М. (заявка N 4) отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: "нет конкретного указания на товарный знак материнской платы, модуля памяти, процессора, кулера, не указано наименование места происхождения или наименование производителя на: материнскую плату, модуль памяти, процессор, кулер, жесткий диск".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По смыслу подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования определены документацией.
Требования к характеристикам товара установлены в приложении к документации (размещены отдельным файлом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Анализ первой части заявки ИП Скокова С.М. (заявка N 4) показал, что участником закупки по позициям "материнская плата", "модуль памяти", "процессор", "кулер", "жесткий диск" представлены конкретные показатели, соответствующие требованиям документации, однако не представлено наименование страны происхождения товаров, что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Однако отказ в допуске по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0332300315415000046 от 03.11.2015, а именно не указано наименование производителя и нет конкретного указания на товарный знак, является неправомерным, поскольку в силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе наименование производителя в первой части заявки указывать не требуется, а товарные знаки товаров (оборудования) в рассматриваемом случае участник должен был указать только в том случае, если таковые имелись у таких товаров, поскольку документация об аукционе по названным позициям не содержала указание на товарные знаки,
Поскольку для отказа в допуске достаточно одного основания, итоговое решение аукционной комиссии относительно ИП Скокова С.М. является законным и обоснованным.
Таким образом, жалоба ИП Скокова С.М. признается необоснованной.
6) В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0332300315415000046 от 03.11.2015 содержит неправомерное основание для отказа в допуске участнику закупки, подавшему заявку под номером 4 (не указано наименование производителя и нет конкретного указания на товарный знак).
Таким образом, аукционная комиссия при оформлении рассматриваемого протокола нарушила требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения части 1 статьи 33, частей 3 и 4 статьи 34, частей 1 и 4 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком - ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ", а также нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные аукционной комиссией ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ", являются существенными, в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе на поставку оргтехники для нужд ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" и извещение об осуществлении закупки, номер извещения 0332300315415000046.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Скокова С.М. на действия аукционной комиссии ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оргтехники для нужд ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ", номер извещения 0332300315415000046, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 3 и 4 статьи 34, частей 1 и 4 статьи 64 и частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административных производств по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии А.А. Макарова
В.В. Игошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 ноября 2015 г. N 1669
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015