Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 ноября 2015 г. N 574
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя - начальник отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: <_>- заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
при участии:
- представителя заказчика - Администрации муниципального образования "Кутулик" <_> (доверенность б/н от 09.11.2015 г.);
- представителя заявителя - ООО "Вега" - директора <_>, действующего на основании прав по должности,
рассмотрев жалобу ООО "Вега" на положение документации об электронном аукционе на строительство локального водопровода в МО "Кутулик" Аларского района (п. Кутулик) (реестровый N0134300021415000005) (далее - документация об Аукционе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.10.2014 г. в адрес Иркутского УФАС России поступила жалоба ООО "Вега" (далее - Общество, заявитель).
Доводы заявителя сводятся к неправомерному описанию объекта закупки, а именно заявитель указал, что сведения, содержащиеся в документации об Аукционе, вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно характеристик, требуемых к указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Заказчиком - Администрацией муниципального образования "Кутулик" (далее - Заказчик) представлено письменное возражение на жалобу Общества, в соответствии с которыми считают, что при формировании документации об Аукционе нарушений законодательства РФ не допущено. Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся материалы, доводы жалобы Общества, возражения Заказчика установила следующее.
16.10.2015 г. на общероссийском официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение на проведение аукциона в электронной форме N0134300021415000005, а также документация об электронном аукционе на строительство локального водопровода в МО "Кутулик" Аларского района (п. Кутулик) с приложениями, являющимися ее неотъемлемой частью (далее - документация об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 61 440 900,00 рублей.
Документация об Аукционе утверждена 14.10.2015 г. главой муниципального образования "Кутулик" <_>
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию первой части заявок, а также инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе содержится в главе V документации об Аукционе.
Заказчиком помимо прочего определены следующие требования к содержанию первой части заявки:
- Если в документации о закупке значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, не ниже, от и т.п. приведенные в абзаце выше), максимальным (не более, не выше, до и т.п. приведенные в абзаце выше) либо находится в установленных минимальным и максимальным значениями пределах, в предоставляемых сведениях участник закупки указывает конкретное (точное) значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара. В случае, если указанный диапазон (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "/", "", "
", "около" и т.п. приведенные в абзаце выше, а также при перечислении показателей через запятую и/или знак ";") взят в круглые скобки, и знак "
" используется вместе с диапазоном, поставленный в скобки диапазон является конкретным показателем.
- Если в документации о закупке указываются (предлагаются) несколько альтернативных видов (типов) товара или показателей для выполнения соответствующего вида работ (обязательно сопровождаемого словом "или", и/или знаком ";", либо приведенных в различных графах таблицы со знаком ";"), участником закупки в первой части заявки самостоятельно определяется и указывается вид (тип) товара или показателей из числа товаров и показателей, указанных (предложенных) в документации о закупке в качестве альтернативных для выполнения соответствующего вида работ, с указанием конкретных показателей такого товара в порядке, установленном настоящей инструкцией.
- Конкретное (точное) значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара следует указывать в соответствии с государственными стандартами, приведенными в документации о закупке. В тех случаях, когда характеристики товаров являются статистическими величинами и могут изменяться под влиянием производственных факторов, и невозможно указать конкретные характеристики материалов (товаров), допускается указывать диапазон возможных показателей.
Так, в п.2 приложения N4 "Ведомость материалов" документации об Аукционе (далее - Ведомость материалов) установлены следующие требования к товару - "песок", используемому при выполнении работ: "Песок должен быть или крупный или средний или мелкий".
В томе 3 раздела 3 проектной документации установлены следующие характеристики товара: "песок средней крупности, средней плотности_."
Таким образом, участнику закупки при формировании заявки на участие в Аукционе надлежало указать единственно возможные показатели песка песок средний". Предложение иных показателей крупности песка, установленных в Ведомости материалов (песок крупный или песок мелкий) явилось бы предложением к использованию товара, не соответствующего требованиям документации об Аукционе.
В п.3 Ведомости материалов приведены характеристики товара - "Известь строительная негашеная комовая", в том числе участникам закупки предлагалось выбрать сорт извести - I сорт, II сорт, III сорт.
В локальном сметном расчете N02-01 в отношении данного товара был указан единственный сорт - I сорт.
Таким образом, указание противоречивых характеристик сортности извести вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
В п.16 Ведомости материалов содержатся характеристики асфальтобетона мелкозернистого пористого, в том числе указаны марки асфальтобетона - марка I, марка II.
В то время как в локальном сметном расчете N02-01 в отношении данного товара указана марка II.
Указание вышеназванных характеристик также вводит участников закупки в заблуждение относительно требуемых показателей товаров.
В п.18 Ведомости материалов указаны характеристики флюса, в том числе указаны марки флюсов: АН-42, АН-43, АН-47.
В п.2 примечания к таблице 1 п.18 Ведомости материалов указано: "Флюсы должны изготовляться в виде однородных зерен. Содержание инородных частиц (нерастворившихся частиц сырьевых материалов, футеровки, угля, графита, кокса, металлических частиц и др.) должно быть не более: 0,3 % - для марок АН-8; АН-15-М; АН-17-М; АН-20 СМ; АН-20П; АН-22; АН-20С; АН-43; АН-47; АН-60; АН-65; ФЦ-9; 0,1 % - для марок АН-26С; АН-26СП; АН-26П; АН-42.
В п.1 примечания к таблице 2 п.18 Ведомости материалов указано: "Для флюсов марок ОСЦ-45; ОСЦ-45-М; ОСЦ-45П; АН-60; АН-65; АН-8; АН-17-М; АН-18; АН-20С; АН-20 СМ; АН-20П; АН-22; АН-26С; АН-42; АН-43; АН-47; АН-26П; АН-26СП; ФЦ-9 допускается наличие не более 3 %; а для флюса марки АН-15-М - не более 1 % от массы флюса зерен с цветом, отличающимся от указанного".
В п.2.4 примечания к таблице 3 п.18 Ведомости материалов указано: "Флюсы марок АН-348-А; АН-348-АМ; АН-348-В; АН-348-ВМ; ОСЦ-45; АН-47 выплавляются в пламенных и электрических печах; флюсы остальных марок - в электрических печах".
В то время как в локальном сметном расчете N02-01 в отношении данного товара указано: "Флюс: АН-47".
Следовательно, указание многочисленных марок флюса в Ведомости материалов также вводит участников закупки в заблуждение относительно требуемых Заказчику значениях показателей товара.
В п.21 Ведомости материалов указаны характеристики горячекатаной арматурной стали гладкой, в том числе указана ее классность: "А-I (А240); А-II (А300); Ас-II (Ас300); А-III (А400); А-IV (А600); А-V (А800); А-VI (А1000)".
При этом, в локальном сметном расчете N02-01 в отношении данного товара указано: "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром: 10 мм".
Таким образом, указание многочисленных классов арматурной стали в Ведомости материалов также вводит участников закупки в заблуждение относительно требуемых Заказчику значениях показателей товара.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Иркутского УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в связи с тем, что описание объекта закупки в документации об Аукционе носит необъективный характер, поскольку сведения о характеристиках товаров, предполагаемых к использованию в ходе выполнения работ, указанные в Ведомости материалов и локальном ресурсном сметном расчете N02-01 противоречат друг другу. Данные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение относительно требуемых характеристик товаров, предполагаемых к использованию в ходе выполнения работ, следовательно жалоба Общества является обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В п.12 Ведомости материалов приведены характеристики товара - "Толь", в том числе участникам закупки предлагалось выбрать марку толи - ТГ-300; ТГ-350; ТКП-350; ТОП-500; ТКК-350; ТКК-400.
В локальном сметном расчете N02-01 в отношении данного товара была указана единственная марка - ТГ-350.
Таким образом, указание противоречивых характеристик марки толи вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Исследуя положения документации об Аукционе Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Указанные выводы подтверждаются также письмом ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.
Вместе с тем, в проекте контракта не содержится размера штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Так, в п.12.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе установлено: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает штраф в размере ______ процентов цены контракта, что составляет __________ (_____) рублей".
В п.12.3 проекта контракта определено: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает штраф в размере ______ процентов цены контракта, что составляет __________ (_______) рублей".
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вега" обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 64, ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования аукциона в электронной форме;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности;
5. Копии решения и предписания направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 ноября 2015 г. N 574
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2015