Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 ноября 2015 г. N 588
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Администрации Бодайбинского городского поселения (далее - заказчик), Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Общество, заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба Общества на положения документации об аукционе в электронной форме "Капитальный ремонт защитной дамбы на р. Витим в г. Бодайбо" (далее - электронный аукцион).
В соответствии с доводами жалобы заказчиком при формировании документации об аукционе в электронной форме допущены нарушения ст.ст. 31, 34, 50 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым с доводами заявителя о нарушении ст. 34, 50 Федерального закона N 44-ФЗ не согласен, нарушение ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 признает.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Заказчиком 26.10.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134300028115000190 и аукционная документация на право заключения муниципального контракта "Капитальный ремонт защитной дамбы на р. Витим в г. Бодайбо" (далее - документация об аукционе).
Документация об аукционе утверждена главой Бодайбинского городского поселения.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены в ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определяет единые требования к участникам закупки, которые должен установить заказчик при осуществлении закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
В силу письма Минэкономразвития России от 22.05.2015 г. N Д28и-1359 дополнительные требования согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства N 99, устанавливаются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются, в том числе путем проведения аукционов (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона).
Закупка работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. рублей (в том числе в случае, если осуществляется закупка на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги), осуществляется путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (Письмо Минэкономразвития России от 27.05.2015 г. N Д28и-1361).
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрен код ОКПД - 45.24.12.120.
В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, заказчиком в нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ
Согласно данным Официального сайта www.zakupki.gov.ru заказчиком 26.10.2015 г., 06.11.2015 г. размещены разъяснения на положения документации об аукционе. При этом, в нарушение ч. 4 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком в разъяснениях не указан предмет запроса.
В силу ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к контракту установлены в ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Учитывая, что Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Таким образом, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Ответственность сторон установлена в пункте 7 проекта контракта.
Пункт 7.1 проекта контракта устанавливает, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063, а именно: 2 процента цены Контракта.
В силу п. 7.4 проекта контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063, а именно: 5 процентов цены Контракта.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, п.п. 10 ч. 11 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 899 700 рублей.
С учетом требований пп. "б" п. 4, пп. "б" п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту размер штрафа составляет 5 процентов цены контракта, а за ненадлежащее исполнением заказчиком своих обязательств по контракту - 2 проценты цены контракта.
Заказчиком в п. 7 проекта контракта установлен размер процента контракта в соответствии с требованиями Правил, следовательно, довод заявителя о нарушении заказчиком ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ необоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика также выявлены следующие нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ одним из требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ предоставляются участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-Ф).
Объектом электронного аукциона являются работы по капитальному ремонту дамбы.
Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, если предметом закупки является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан предоставить в составе заявки на участие в закупки такое свидетельство.
При этом, если требованиями документации об аукционе, контрактом предусмотрено выполнение работ, входящих в предусмотренный ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, то заказчик должен установить требование о предоставлении участником закупки в составе заявки копии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Требования к участникам закупки, заявке на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в ч. 2, ч. 5, п. 17 ч. 11 документации об аукционе, которые, в свою очередь, не предусматривают требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также обязанности участника предоставить копию такого свидетельства в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, п. 29 "Особые условия выполнения работ" ч. 11 документации об аукционе определяет, что "участник обязуется иметь допуск СРО на осуществление вида деятельности, согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" р. III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту п. 30. Гидротехнические работы, водолазные работы, 30.7. Возведение дамб, 33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)".
Таким образом, документации об аукционе содержит противоречивые положения относительно требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.ч. 4, 5 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 ноября 2015 г. N 588
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015