Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 ноября 2015 г. N 567
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: (_) - заместитель руководителя-начальник отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: (_) - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; (_) - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ГЕРОФАРМ" (далее - ООО "ГЕРОФАРМ", заявитель, общество) - (_) (доверенность от 28.10.2015 г.), представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - (_) (доверенность N 6 от 13.02.2015 г.); представителей Министерства здравоохранения Иркутской области (далее заказчик, министерство) - (_) (доверенность N54-35-13947/5 от 02.11.2015 г.), (_) (доверенность N54-35-13945/5 от 02.11.2015 г.), (_) (доверенность N54-35-13946/5 от 02.11.2015 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЕРОФАРМ" на положения документации об аукционе в электронной форме на поставку лекарственных препаратов - реестровый номер торгов 0134200000115003317 (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, указание конкретных торговых наименований лекарственных средств Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл (международное непатентованное наименование - Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный]) в документации об аукционе является нарушением Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку указанным законом предусмотрены лишь два случая, при которых возможно указание в документации о закупке торгового наименования, а именно, закупка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (данный перечень до настоящего времени не утвержден), а также при осуществлении закупки способом запроса предложений, в связи с необходимостью назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. В данном случае предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу общества, в которых указано, что сахарный диабет является хроническим заболеванием. Побочные эффекты от приема чужеродного белка (несмотря на то, что он генно-инженерный, он все равно остается чужеродным) накапливаются со временем, и категорически противопоказано искусственно (постоянно переводя людей с одного типа инсулина на другой, в зависимости от результатов аукционов) усиливать эти эффекты и сокращать тем самым жизнь пациентов. Перевод пациентов, страдающих сахарным диабетом, ежедневно получающих инсулиновую терапию, с одного типа инсулина на другой, может привести к развитию иммуногенных реакций, повышению сенсибилизации организма с развитием аллергических реакций, вплоть до анафилактического шока с последующей гибелью пациентов.
Закупка лекарственных препаратов по торговому наименованию обусловлена необходимостью лечения пациентов ранее назначенным лекарственным препаратом для медицинского применения (инсулином) с той же биологической активностью, того же типа, вида и метода изготовления.
Кроме того, заказчик поясняет, что инсулины не взаимозаменяемы, также не могут считаться аналогами или эквивалентами и инъекторы, используемые с каждым типом инсулинов. Поэтому, кроме процесса подбора доз при замене типа инсулина либо замены на инсулин другого производителя, пациент неминуемо столкнётся с проблемой применения инъектора. Льготополучатели Иркутской области обеспечены инъекторами (шприц-ручками) к картриджам ранее выданных по льготной программе инсулинсодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения. Совместимость шприц-ручек и картриджей различных производителей конструктивно не предусмотрена. На основании изложенного Министерство считает жалобу необоснованной.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу общества, в соответствии с которыми инсулины различных торговых наименований не являются взаимозаменяемыми товарами, поскольку несовместимы, различаются по характеристикам. Уполномоченный орган считает несостоятельными доводы жалобы ООО "ГЕРОФАРМ".
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика и уполномоченного органа, установила следующее.
08.10.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134200000115003317 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 522 754 рублей 36 копеек.
В соответствии с частью 3 документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" к поставке определены препарат Протафан НМ (суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл, 10 мл, в количестве 136 упаковок), препарат Протафан НМ Пенфилл (суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл, 3 мл, в количестве 7 437 упаковка).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями Правительством Российской Федерации не утвержден.
В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/ 20555 от 31.10.2007 года "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках дополнительного лекарственного обеспечения", а также письмом Федеральной антимонопольной службы России от 16.10.2007 года N АН/19080 размещение заказа на поставку инсулинов может производиться с указанием конкретного торгового наименования без сопровождения словом "или эквивалент".
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" письмо Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007, письма ФАС России от 16.10.2007 N АЦ/19080, от 30.08.2011 N АК/33019 не признаны недействительными и не отозваны, Комиссия приходит к выводу о необходимости руководства вышеуказанными разъяснениями при принятии решения.
Несмотря на то, что данные письма регулировали правоотношения, складывающиеся в соответствии с нормами Закона о размещении заказов, который в настоящее время утратил силу в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе, позиция изложенная в данных письмах относилась к закупке конкретных лекарственных средств - инсулинов, при этом несовместимость и не взаимозаменяемость между собой инсулинов различных торговых наименований сохраняется и в настоящее время.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о возможности применения положений вышеуказанных писем к закупкам лекарственных средств, а конкретно препаратов инсулина, согласно Закону о контрактной системе.
Ссылка заявителя на письмо ФАС России от 21.07.2014 г. N АЦ/29219/14, адресованное ООО "ГЕРОФАРМ", Комиссией не принимается в связи с тем, что информация, изложенная в рассматриваемом письме, носит общий характер в отношении осуществления закупок лекарственных средств, при этом каких-либо указаний о закупках инсулина в письме не содержится.
Ссылка заявителя на письмо ФАС России от 10.06.2015 г. N АК/29024/15, Комиссией не принимается в связи с тем, что позиция, изложенная в рассматриваемом письме, относится к вопросам о закупках лекарственных препаратов, имеющих МНН "Эпоэтин бета".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерльного закона N 44-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно пункта 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Министерством представлены сводные потребности Иркутской области в лекарственных препаратах Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл. В данных документах указаны фамилии, имена, отчества пациентов, для нужд которых производится рассматриваемая закупка. Также указаны диагнозы пациентов, курс лечения, дозировка, форма выпуска и необходимое количество препарата. Комиссия, изучив указанные документы, приходит к выводу, что рассматриваемая закупка осуществляется непосредственно для охраны здоровья граждан, нуждающихся в получении препаратов Протафан НМ и Протафан НМ Пенфилл.
Учитывая вышеизложенное, исследовав все имеющиеся материалы, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что указание конкретных торговых наименований лекарственных средств Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл в документации об аукционе при описании объекта закупки является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЕРОФАРМ" необоснованной.
2. Копию решения направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 ноября 2015 г. N 567
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015