Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 октября 2015 г. N КС-295/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
Членов комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Л.В. Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России
|
Заказчика - МКУ "Заказчик" Пионерского городского округа
Заявителя - ООО "БалтБилдинг" |
А.П. Иванова Ю.Е. Гайдар
И.А. Синюшкина К.А. Белей
|
директора учреждения; представителя по доверенности;
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу ООО "БалтБилдинг" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ "Заказчик" Пионерского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335300039315000059) на выполнение работ по устройству покрытия тротуара из плитки по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Рензаева, от д. 22 до д. 26 (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 16.10.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно указал в документации об Аукционе требование о наличии действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, выданного саморегулируемой организацией, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно письму Министерства Регионального развития РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, включая отделочные работы и благоустройство территории, могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без получения свидетельства о допуске СРО.
По мнению Заявителя, объектом закупки являются благоустроительные работы, включающие укладку тротуарной плитки и бортовых камней, которые предназначены в первую очередь для укрепления самой тротуарной плитки. Ремонт или устройство покрытий автомобильных дорог объектом закупки не являются.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Требование к участникам электронного аукциона о наличии действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, выданного саморегулируемой организацией установлено в связи с тем, что работы по устройству покрытия тротуаров из плитки будут производиться на примыкающих к автомобильной дороге участках. Учитывая, что "установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий" (пункты 11 и 15 сметы на устройство покрытия тротуара из плитки) является видом дорожных работ, так как является защитным ограждением дорожного полотна, соответственно, может повлиять на безопасность автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 33.2.1. приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 данный вид работ требует наличие действующего свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в порядке и по форме, установленным законодательством РФ.
В разъяснениях, данных Министерством регионального развития РФ в письме от 31.08.2010 г. N 31330-ИП/08 указано, что в соответствии с пунктом 25 раздела III Перечня работы по строительству, капитальному ремонту или же реконструкции автомобильных дорог, деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4), осуществляемая в процессе устройства тротуаров и укладки бордюрного камня, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для проведения таких работ необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Учитывая вышеизложенные факты, Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
09.10.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0335300039315000059) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 079 610,90 рублей.
1. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 30 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе к участникам закупки установлено, в том числе, требование о наличии действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2. Транспортное строительство: 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Пунктом 18 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе копию действующего свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке и по форме, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", содержащего виды работ:
Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской федерации, от 30.12.2009 года N 624:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство:
33.2.1.Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем саморегулируемые организации (далее - СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 25 "Устройство автомобильных дорог и аэродромов" раздела III Перечня работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, а также устройство оснований, покрытий автомобильных дорог, устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, для проведения таких работ необходимо получение свидетельства о допуске СРО.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" тротуары отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования и устанавливает их техническую классификацию. Классификация распространяется на элементы обустройства дорог постоянного характера.
Элемент обустройства автомобильной дороги согласно пункта 3.1 данного ГОСТа - это комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Тротуар, согласно пункта 3.14 данного ГОСТа - имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4.3 ГОСТа) тротуары относятся к группе - средства организации движения пешеходов и велосипедистов и принадлежат классу - технические средства и устройства организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства" устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Согласно п.п. 4.5, 4.5.1 тротуары отнесены к средствам организации движения пешеходов и велосипедистов.
Таким образом, тротуары находятся в полосе отвода автомобильной дороги.
Кроме того, в соответствии с локальной сметой (локальный сметный расчет) и ведомостью объемов работ по объекту закупки необходимо произвести установку бортовых камней бетонных при других видах покрытий (п.п. 11, 15).
ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования" распространяется на дорожные удерживающие боковые ограждения, располагаемые сбоку от проезжей части автомобильной дороги или улицы на обочине, тротуаре, на мостовом сооружении или разделительной полосе. Согласно пункта 4.3 данного ГОСТа - бордюрное, является типом удерживающего бокового ограждения.
Дорожное ограждение, согласно пункта 3.10 ГОСТа Р 52765-2007 - устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что выполнение работ по устройству покрытия тротуара из плитки с установкой бортовых камней являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и для выполнения, которых требуется наличие свидетельства о допуске СРО.
Довод Заявителя признан необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.23.12.140 "Работы общестроительные по устройству дорожных покрытий улиц и дорог в жилой застройке, включая пешеходные, велосипедные и прочие дороги, автомобильных стоянок", при этом начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 000 000 рублей и составляет 1 079 610,90 рублей, в связи с чем проведение Аукциона не относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 30 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам Аукциона: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится аукцион в электронной форме.
Пунктом 18 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанным в пп. 2 пункта 30 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме"): копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Учитывая, что проведение Аукциона не относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком необоснованно установлено дополнительное требование к участникам Аукциона о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки документов или копий документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, что является нарушением ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БалтБилдинг" необоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "Заказчик" Пионерского городского округа нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Л.В. Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 октября 2015 г. N КС-295/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015