Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 ноября 2015 г. N КС-310/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов комиссии: |
А.Г. Киселёвой
И.П.Зуевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Администрации Гурьевского городского округа
МБОУ "Храбровская средняя общеобразовательная школа" ООО "Легион" |
В.Ф. Ларина
В.В. Свистельник
М.Ю. Бурьянской
Е.А. Бурсовой Е.А. Сковородниковой Д.С. Фомченкова |
по доверенности N 02-12/15162 от 30.10.15; по доверенности N 02-12/15163 от 30.10.15; по доверенности N 02-12/15164 от 30.10.15; законного представителя; уполномоченного представителя; по доверенности N 7 от 26.10.15, |
рассмотрев жалобу ООО "Легион" (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Храбровская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002615000182) на право заключения контракта на поставку спортивно-игровой конструкции для детей инвалидов для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Храбровская средняя общеобразовательная школа" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.10.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, документация на аукцион представлена не в полном объеме. В связи с тем, что предметом закупки, в соответствии с Муниципальным контрактом (п. 3.1.2) является "Поставка, выгрузка, сборка, монтаж и установка товара осуществляется за счет Поставщика", в аукционной документации отсутствует дефектная ведомость объема работ и локальный сметный расчет на установку оборудования детской игровой площадки, согласованный в ГАУ КО "РЦЦС" Калининградской области, что в полной мере не отображает полный объем выполняемых работ. А также в описании объекта закупки, произведенном Заказчиком, не содержатся требования к его монтажу (способ установки детской площадки), а также не указываются необходимые Заказчику материалы, подлежащие применению при осуществлении монтажа (вышеуказанные сведения отсутствуют и в Техническом задании (описание объекта закупки) и обосновании начальной (максимальной) цены муниципального контракта), что является нарушением требований п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В ответ на запрос ООО "Легион" о разъяснении положений документации об электронном аукционе от 22.10.2015 Заказчик исключил из проекта Контракта пункт о монтаже. При этом закупаемое оборудование нуждается в сборке и монтаже с бетонированием закладных в землю.
Заявитель считает, что в техническом задании в разделе "Описание объекта закупки" имеются точные требования иностранного производителя поставляемого оборудования - компании FREEKIDS, представителем которой в Калининградской области является компания ООО "Твои забор", что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что в Описании объекта закупки имеются конкретные описания и требования по материалам изготовления оборудования, а в частности применение высокопрочного HPL пластика, который использует вышеуказанный производитель в своей работе, другие поставщики подобного оборудования в России не могут участвовать в аукционе, при том, что могут предложить аналогичный игровой комплекс для детей с аналогичными техническими показателями, но с применением стандартных материалов для изготовления детского игрового оборудования (влагостойкой березовой фанеры, обработанная и покрашенная в заводских условиях, имеющая сертификат происхождения и санитарно-эпидемиологические заключения).
ООО "Легион" в адрес Заказчика был отправлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе от 22.10.2015 на возможность применения других видом материалов при изготовлении детского игрового оборудования, на что был получен отказ.
Также данное оборудование подлежит сертификации в соответствии с ГОСТ Р 53102-2008, ГОСТ Р 52168-2012, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013. ГОСТ Р 52301-2013 - указания на которые отсутствуют в конкурсной документации.
Заявитель просит рассмотреть его жалобу по существу и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
22 октября 2015 года в адрес Заказчика поступил запрос от ООО "Легион" о разъяснении положений документации об электронном аукционе в части необходимости уточнения способа монтажа и предоставления сметы.
На данный запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, Заказчиком был дан ответ и в течение двух дней были внесены изменения в документацию об аукционе. Проект контракта был изложен в другой редакции, а именно п.3.1.2. изложен как "Поставка, выгрузка товара осуществляется за счет Поставщика", что не противоречит ч. 6 ст. Закона о контрактной системе. Также были даны пояснения, что монтаж и установка будут проведены за счет Заказчика, что не нарушает права Поставщика.
Заказчиком был проведен мониторинг рынка и направлены запросы в следующие организации: ООО "АКО Мет", ООО "Твой забор", ООО "Дорви".
Таким образом, из проведенного мониторинга рынка Заказчиком иностранный производитель компания FREEKIDS не единственный производитель данного оборудования. Фирма ООО "Твой забор" является не единственной организацией, которая предоставила коммерческие предложения. Ссылок на польского производителя компании FREEKIDS, и на их Калининградского представителя ООО "Твой Забор" в техническом задании не имеется.
В техническом задании в разделе "Описание объекта" имеются описания объекта закупки с указанием минимальных размеров, а также конкретные материалы, из которого должно быть изготовлено оборудование. Из данного материала, а именно высокопрочного пластика HPL, изготавливают детские уличные игровые комплексы многие компании в странах Европы и не только. В России находятся представители иностранных производителей.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Храбровская средняя общеобразовательная школа" обучаются 450 учеников из 23 поселков (двух районов области Зеленоградского и Гурьевского) включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе организована "школа полного дня".
Храбровская школа - культурный и спортивный центр поселка. В связи с этим предполагается интенсивное и круглогодичное использование спортивного и игрового оборудования, поэтому выбор был сделан в пользу HPL пластика - материала: срок годности которого не ограничен; антивандального, стойкого к ударам и царапинам; безопасного для здоровья; не горючего; сохраняющего цвет; экологического чистого; с единой структурой (отсутствие заноз); стойкого к воздействию влаги.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Администрация Гурьевского городского округа Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) поддерживает позицию Заказчика и считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22 октября 2015 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0135300002615000182 о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 474 538,49 рублей.
1. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, основной целью осуществления закупок товаров, работ, услуг является обеспечение нужд заказчиков в рамках исполнения ими своих функций.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является поставка спортивно-игровой конструкции для детей инвалидов для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Храбровская средняя общеобразовательная школа".
Таким образом, объект Аукциона включает только поставку спортивно-игровой конструкции для детей инвалидов для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Храбровская средняя общеобразовательная школа" и не включает сборку и монтаж указанной конструкции.
Согласно части II "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе Заказчиком для расчёта начальной (максимальной) цены контракта, произведённого по методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), использованы коммерческие предложения трёх организаций: ООО "Дорви" на сумму 500 000,00 рублей, ООО "АКО Мет" на сумму 490 000,00 рублей, ООО "Твой забор" на сумму 474 538,49 рублей.
Изучив указанные коммерческие предложения, Комиссия установила, что предложенные ООО "Дорви", ООО "АКО Мет", ООО "Твой забор" цены включают стоимость не только поставки, но и установки спортивно-игровой конструкции.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку спортивно-игровой конструкции для детей инвалидов для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Храбровская средняя общеобразовательная школа", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части III "Техническое задание" документации об Аукционе спортивно-игровая конструкция для детей инвалидов должна обладать следующими характеристиками: "Размеры не менее 7,195,74
3,50 метров. Размеры области безопасности: не менее 10,2
8,9 м. Высота горки: не менее 0,9 метров. Используемые материалы: Конструктивные элементы из клеёной древесины, с пропитанной поверхностью, с квадратным профилем не менее 95
95 мм. Все стальные элементы выполнены из оцинкованного металла с порошковым покрытием. Канаты выполнены из стальных стержней, завернутые в полипропиленовую оболочку, которые крепятся нейлоновыми или алюминиевыми соединителями. Цепи выполнены из нержавеющей стали диаметром не менее 5 см. Перегородки, крыша выполнены из высокопрочного HPL пластика. Скатывающаяся поверхности горки выполнена из нержавеющей стали, боковые барьеры изготовлены из HPL пластика высокой плотности. Предусмотрен заезд - пандус для детей инвалидов. Комплектация включает в себя: Смотровую площадку, горку, четырёхугольную башню с флагом, игру в крестики-нолики, доску для рисования, лазелку".
Вместе с тем, в документации об Аукционе отсутствуют требования к характеристикам и показателям материалов, указанных в разделе III "Техническое задание" документации об Аукционе, а именно HPL пластика, а также ссылки на ГОСТ и иные нормативные акты, позволяющие участникам Аукциона определить соответствие предлагаемых ими товаров потребностям Заказчика, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Легион" обоснованной.
2. Признать Заказчика - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Храбровская средняя общеобразовательная школа" (238315 Калининградская область, Гурьевский район, п. Храброво, ул. Невского, 7, ИНН 3917013158) нарушившим пункты 1, 2 и часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
А.Г. Киселёва
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 ноября 2015 г. N КС-310/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015