Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 октября 2015 г. N 299-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "27" октября 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "28" октября 2015 года.
в присутствии: /___../, в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Стройтехгрупп", рассмотрев жалобу N299-03з/2015 ООО "Стройтехгрупп" по существу, установила: |
21.10.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на положения аукционной документации заказчика - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001215004878), предметом которого является выбор генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Строительство системы водоснабжения с.Бутчино Куйбышевского района Калужской области".
ООО "Стройтехгрупп" полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Стройтехгрупп", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 05.10.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001215004878 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выбор генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Строительство системы водоснабжения с.Бутчино Куйбышевского района Калужской области" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 23 594 223,51 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства".
Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона - 21.10.2015 г. 10:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Стройтехгрупп" пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N117-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.
В соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
На основании изложенного, с учетом положений Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Пунктом 2.1 проекта государственного контракта документации об аукционе установлено: "Цена контракта определена по результатам электронного аукциона и согласно протокола согласования (ведомости) договорной цены (Приложение N 1) составляет _______________, в том числе НДС 18%-_________________ и включает в себя
стоимость строительных и монтажных работ, материалов, оборудования, расходы на поставку материалов и оборудования, затраты на установку оборудования, все прочие затраты и расходы, которые могут возникнуть у Генерального подрядчика в связи с исполнением им обязательств по настоящему контракту, стоимость таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей".
При этом в проекте государственного контракта оставлены поля, которые заполняются после определения лица, с которым будет заключиться контракт. Указанное положение государственного контракта не противоречит требованиям законодательства и не нарушает прав участников закупки. Также в документации об электронном аукционе, проекте государственного контракта отсутствует указание на то, что контракт не может быть заключен с лицом, которое находится на упрощенной системе налогообложения.
Таким образом, документация об аукционе не содержит ограничения заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальная налоговая система.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Стройтехгрупп" срок выполнения работ, согласно пункту 3.2 Проекта контракта, составляет 3,5 месяца, но при этом срок действия контракта оканчивается только 30.06.2016 г (пункт 17.1). Общество полагает, что срок действия контракта необоснованно завышен и обременителен для участников, которые несут дополнительные затраты на обеспечение банковской гарантии.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 17.1. проекта государственного контракта документации об аукционе: "Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 30 июня 2016 года, но в любом случае до полного исполнения обязательств Сторонами. Прекращение действия Контракта не прекращает возникших обязательств".
С учетом сроков, установленных статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ, предполагается, что государственный контракт будет заключен до 01.12.2015.
В соответствии с пунктом 3.2. проекта государственного контракта документации об аукционе: "Срок выполнения работ - 3,5 месяца, при этом сроком начала выполнения работ считается следующий день после даты заключения контракта".
Статьей 11 проекта государственного контракта документации об аукционе определен порядок и сроки приемки выполненных работ, который составляет не менее 10 дней. При этом установленный для каждого этапа приемки работ пятидневный срок не представляется чрезмерным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11.10. проекта государственного контракта документации об аукционе: "Выявленные недостатки, подлежат устранению за счет Генерального подрядчика, в сроки, установленные в акте, подписанного сторонами или подписанным Государственным заказчиком в одностороннем порядке, в случаях предусмотренных п. 11.6. настоящего контракта".
В соответствии с пунктом 4.1. проекта государственного контракта документации об аукционе: "Оплата выполненных Генеральным подрядчиков работ осуществляется после завершения строительства объекта, предусмотренного настоящим контрактом и подписания Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией единовременно и в полном размере, согласно выполненным объемам работ в течение 30 (тридцати) дней".
Таким образом, доводы заявителя жалобы о необоснованном завышении срока действия государственного контракта не находят своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что документальных подтверждений со ссылками на нормы права о неправомерности установления срока действия контракта заявителем жалобы не представлено, позиция, изложенная в жалобе, заявителем не подтверждена.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Стройтехгрупп" документация об аукционе не содержит дат начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок представления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы Федеральным законом N 44-ФЗ.
Пунктом 17 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе срок представления заказчиком ответа на запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе установлен в соответствии с требованиями статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
6. Согласно доводам жалобы ООО "Стройтехгрупп" в аукционной документации отсутствует информация о наличии или отсутствии банковского сопровождения контракта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд рекомендовано включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ, если начальная (максимальная) цена такого контракта составляет:
не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Указанное положение является рекомендацией и не носит обязательного характера, при этом указанная рекомендация не распространяется на проводимую закупку, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 594 223,51, что меньше сумм, указанных в постановлении. Нормативные акты об установлении иных случаев необходимости банковского сопровождения отсутствуют.
Таким образом, доводы жалобы в данной части являются необоснованными.
7. Согласно доводам жалобы ООО "Стройтехгрупп" документация о закупке устанавливает противоречивые требования к участникам. В приглашении к участию в электронном аукционе предполагается возможность участия в закупке физических лиц, однако пункт 21.32 Информационной карты содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такие работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчиком были установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации - наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту; 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона; 33.7 Объекты водоснабжения и канализации.
Кроме того, согласно статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о том, что индивидуальный предприниматель не является физическим лицом не находят своего подтверждения. Заказчиком были установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация на право заключения муниципального контракта, предметом которого является выбор генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Строительство системы водоснабжения с.Бутчино Куйбышевского района Калужской области" соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___../ |
|
___________________ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 октября 2015 г. N 299-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015