Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 ноября 2015 г. N 21-06/282-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - Заказчик; Агентство): Кошман Т.А. (по доверенности от 11.11.2015 N 4266), Егоровой Ю.В. (по доверенности от 11.11.2015 N 4265), Сельницина А.А.,
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью НПП "КАМТЭКС" (далее - Заявитель): Жукова Н.Л. (по доверенности от 19.08.2015 N 001),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку автомобилей (далее - Товар) для нужд Заказчика (закупка N 0138200003715000021), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.10.2015 года в Камчатское УФАС России поступило решение Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-2993/2015, согласно которому необходимо рассмотреть жалобу Заявителя от 18.05.2015 на действия Заказчика при осуществлении закупки N 0138200003715000021.
18.05.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "КАМТЭКС".
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации об ЭА с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части установления технических характеристик в совокупности указывающих на конкретную модель автомобиля конкретного производителя: УАЗ Патриот.
По мнению Заявителя, Заказчик обязан сформировать техническое задание таким образом, чтобы предусматривалась возможность поставки альтернативного Товара и в техническом задании должна быть отражена возможность приобретения не менее двух различных моделей Товара.
Кроме того, Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал информацию о цене автомобиля только одной марки, без использования информации о ценах на идентичный товар.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 11.11.2015 N 4270, пояснив следующее.
"Довод Заявителя о том, что совокупность характеристик указывает на конкретную модель Товара неверно, так как при техническом описании товара указаны минимальные показатели товара".
При техническом описании Товара Агентство исходило из потребности обеспечить транспортом отделы государственного охотничьего надзора в отдаленных районах Камчатского края (Мильковский район, Быстринский район, Усть-Камчатский район, Карагинский район) для проведения оперативно профилактических мероприятий по охране животного мира в условиях бездорожья, густого древостоя и сложных рельефов местности.
На сегодняшний день автопарк Агентства включает автомобили марки УАЗ, ВАЗ "Нива", автомобильные прицепы "Крепыш-Тайга" и "Тайга 2" Нива.
Автомобильные прицепы "Крепыш-Тайга" и "Тайга 2" Нива приобретались для нужд Агентства для эксплуатации с автомобилями УАЗ, так как они выпускаются с идентичной для автомобилей марки УАЗ колеёй передних/задних колес (1610 мм), данный параметр существенно облегчает эксплуатацию таких прицепов, в частности с автомобилями марки УАЗ и положительно влияет на расход топлива.
Такие технические параметры как колесная база, мм (не менее) 2760, колея передних/задних колес, мм (не менее) 1600/1600, дорожный просвет, мм (не менее) 210, глубина преодолеваемого брода, мм (не менее) 500, зависимая подвеска и т.д. установлены с целью приобретения автомобиля повышенной маневренности на труднодоступной местности, чтобы маневренность приобретаемого автомобиля позволяла передвигаться в горных местностях, в условиях ограниченных радиусов поворотов, преодолевать броды, езда по бездорожью, по старым лесосекам (переезды через пни, колодник), проезд по "минерализованным полосам".
Также в районах (Мильковский район, Быстринский район, Усть-Камчатский район, Карагинский район), куда предполагается направить приобретаемую технику, имеется материальная база, состоящая на балансе подведомственного учреждения КГАУ "Охрана Камчатских лесов" - это боксы для хранения автомобилей и приспособленные для ремонта автомобилей с заявленными требованиями, в частности марки УАЗ, имеющие тельферы, определенных подъемных усилий, смотровые ямы, приспособленные под колею колес, (не менее) 1600 мм. Переделка смотровых ям и прочего оборудования, связанного с ремонтом автомобилей с меньшими габаритами, чем заявленные в техническом задании, повлечет дополнительные финансовые затраты из бюджета Камчатского края. Кроме того, Агентство имеет в своем распоряжении достаточный объем и набор запасных частей к автомобилям марки УАЗ, что позволяет ремонтировать автомобили с использованием подручных средств в отдаленной, труднодоступной местности, а также использовать запасные части с эксплуатируемой техники автопарка.
Потребность шин размера - 225/75 R16, 235/70 R16 или 245/70 R16 обусловлена тем, что аналогичные шины ранее приобретены Агентством, и имеются в его распоряжении в достаточном количестве. Закупать шины других размеров на другие марки автомобиля ведет к дополнительным расходам и соответственно к не эффективному использованию бюджетных средств.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в документации о Закупке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установил запрет на поставку Товара, собранного за пределами Российской Федерации.
В результате проведенного анализа технических характеристик Товара, установленных Заказчиком в документации о Закупке и представленного Заявителем "Одобрения типа транспортного средства" Комиссия пришла к выводу, что Заказчик при описании объекта Закупки использовал за основу технические характеристики автомобиля марки УАЗ Патриот производителя: ОАО "Ульяновский автомобильный завод".
При этом в разделе 2.2 "Описание объекта закупки" документации о Закупке Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться в соответствии со своими потребностями. При этом указания на фирменные наименования, полезные модели, наименование конкретных производителей Товара документация о Закупке не содержит.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление Заказчиком значимых технических характеристик товара (колесная база, колея передних/задних колес, дорожный просвет, глубина преодолеваемого брода, грузоподъемность, требования к передней/задней подвескам и т.д.) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, и не обязывает Заказчика "формировать техническое задание, отражающее возможность приобретения не менее двух различных моделей товара".
При этом Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Заявитель не представил доказательств того, что совокупность каких либо показателей не позволяет ему поставить Товар. Кроме того, отсутствие у Заявителя возможности поставки Товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, одним из методов определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Как следует из части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
На основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может, в том числе использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Из материалов дела следует, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком выбран метод сопоставимых рыночных цен. В целях получения информации о ценах Заказчик направил трем потенциальным поставщикам Товара запросы о рыночной цене на Товар, соответствующий техническим характеристикам, установленным в документации о Закупке. При этом данные запросы не содержали указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение статьи 22 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПП "КАМТЭКС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 ноября 2015 г. N 21-06/282-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2015