Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 23 ноября 2015 г. N 21-06/289-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Заказчик): Ухарской Е.Ю. (по доверенности от 23.11.2015), Величко О.И. (по доверенности от 23.11.2015),
- уполномоченного органа - Департамента организации муниципальных закупок администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Спицыной Ю.А. (по доверенности от 23.11.2015 N б/н),
- заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Кредо" (далее - Заявитель): Бутрика К.В. (по доверенности от 01.11.2015),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по зимнему содержанию внутриквартальных, придомовых проездов и проездов индивидуальной жилой застройки микрорайонов 8 км - 10 км Петропавловск-Камчатского городского округа в период с января по май 2016 года" (закупка N 0138300000415000784), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
30.10.2015 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение работ по зимнему содержанию внутриквартальных, придомовых проездов и проездов индивидуальной жилой застройки микрорайонов 8 км - 10 км Петропавловск-Камчатского городского округа в период с января по май 2016 года" (закупка N 0138300000415000784) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 11 216 510,25 рублей.
В извещении о Закупке установлена дата и время окончания подачи заявок: 16.11.2015 18-00.
16.11.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников Закупки. А именно:
1. Заказчик в техническом задании документации о Закупке в разделе "Общие условия выполнения работ. Требования к результату работ" установил требования о видах и количестве специализированной техники, которую подрядчику необходимо иметь и применять при осуществлении работ по муниципальному контракту, что является дополнительным требованием к участнику закупки, несоответствие которому не позволяет принять участие в аукционе.
Кроме того, в проекте контракта Заказчик требует предоставить достоверную информацию о наименовании и количестве (по типу) техники, задействованной для выполнения предусмотренных контрактом работ;
2. Требование Заказчика, установленное в документации о Закупке, об оборудовании техники, задействованной для выполнения предусмотренных контрактом работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, не основано на законе;
3. Заказчик в проекте контракта обязывает подрядчика обеспечить соответствие уровня транспортно-эксплуатационного состояния объектов содержания требованиям ГОСТ Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". При этом данные объекты содержания и в летний период, т.е. без снежно-ледяных отложений, требованиям ГОСТа в большинстве случаев не соответствует. В отношении объектов содержания не проведены мероприятия по категорированию, отсутствуют паспорта и т.д. Таким образом, данное установленное Заказчиком условие, не выполнимо.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возвращения на доводы жалобы, пояснив следующее.
1. Заказчик в документации о Закупке установил требования к участникам Закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Каких либо дополнительных требований к участникам Закупки, в частности обязательного наличия у участников Закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющихся предметом контракта, Заказчик в документации не устанавливал.
Указанные в техническом задании сведения о составе техники, необходимой для выполнения предусмотренных муниципальным контрактом работ, отражены в проекте муниципального контракта не в форме требований, а в форме рекомендаций. Проектом контрактом не предусмотрена какая либо ответственность за использование подрядной организацией техники в количестве и составе отличном от указанного в техническом задании, также в проекте контракта не предусмотрена обязанность подрядчика использовать технику определенного вида и количества.
Рекомендованное количество и наименование техники установлено в соответствии с разделом 7 "Определение необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог" Отраслевого дорожного методического документа ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог" (издан на основании распоряжения Росавтодора от 25.04.2012 N 203-р).
Участие в Закупке может принять любое юридическое или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистрированное в качестве ИП, соответствующее единым требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вне зависимости от наличия техники, опыта работы и деловой репутации.
2. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 257-ФЗ, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На федеральном уровне действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.
В субъектах РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок содержания автомобильных дорог: Постановление Правительства Камчатского края от 20.06.2011 N 245-П.
В связи с тем, что до настоящего времени не разработан и не утвержден муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа, Заказчиком были применены вышеперечисленные нормативно-правовые акты по аналогии.
В указанных нормативно-правовых актах установлена необходимость оборудования техники, используемой для выполнения работ по зимнему содержанию, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
3. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Пунктом 3.1.6 ГОСТа предусмотрены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В рамках формирования документации о Закупке Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. Данная Закупка направлена на получение конечного результата: соответствие внутриквартальных, придомовых проездов и проездов индивидуальной жилой застройки микрорайонов 8 км. - 10 км. Петропавловск-Камчатского городского округа требованиям ГОСТ, требования которого являются обязательным и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья имущества населения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об ЭА прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации
В статье 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом.
1. Заказчик в техническом задании (приложение 1 к документации о Закупке) "Общие условия выполнения работ. Требования к результату работ" указал, что при выполнении работ (в зависимости от "категории срочности - очередности готовности) необходимо применение определенной снегоуборочной техники, указав при этом минимальное количество данной техники.
Данные указания установлены Заказчиком в соответствии с Отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог" (издан на основании распоряжения Росавтодора от 25.04.2012 N 203-р) в целях определения необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог Подрядчиком и носят рекомендательный характер.
Требований к наличию у участника Закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых, для выполнения работы, являющейся предметом контракта, документация о Закупке не содержит.
Указание Заказчиком на необходимость применения определенной дорожно-эксплуатационной техники при выполнении работ направлено на достижение конечного результата при исполнении муниципального контракта и не является требованием к участнику Закупки.
Требование Заказчика, установленное в проекте контракта, о предоставлении Подрядчиком достоверной информации о наименовании и количестве (по типу) техники, задействованной для выполнения предусмотренных контрактом работ, не противоречит требованиям законодательства.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 17 Закона N 257-ФЗ, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 N 928, Правительства Камчатского края от 20.06.2011 N 245-П утверждены правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, регионального или межмуниципального значения Камчатского края, предусматривающие, при проведении работ по содержанию автомобильных дорог, использование машин, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.
Заказчик в пункте 5.1.2 проекта контракта установил, что Подрядчик обязан в течении пяти рабочих дней с момента заключения муниципального контракта оборудовать технику, задействованную для выполнения предусмотренных контрактом работ, системой ГЛОНАС/GPS.
В ходе рассмотрения жалобы по существу Заказчик пояснил, что в соответствии с отраслевыми дорожными документами, при осуществлении работ по зимнему содержанию дорог, он планирует осуществлять контроль и учет данных работ на основе спутникового мониторинга с использованием специального программного обеспечения, что является необходимым для достижения конечного результата данных работ.
Таким образом, установление Заказчиком в проекте контракта требования к оборудованию техники, задействованной для выполнения предусмотренных контрактом работ, системой ГЛОНАС/GPS не противоречит требованием законодательства, обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
3. Согласно части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ГОСТ устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения.
Пунктом 3.1.6 ГОСТа предусмотрены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Заказчик в техническом задании (приложение 1 к документации о Закупке) "Общие условия выполнения работ. Требования к результату работ" указал, что Подрядчик обязуется обеспечить соответствие уровня транспортно-эксплуатационного состояния внутриквартальных, придомовых проездов и проездов индивидуальной жилой застройки (Объектов содержания) требованиям ГОСТа, Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.09.2014 N 253-нд "О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий" (далее - Решение), иных нормативных документов для данного вида работ, с соблюдением правил охраны труда, экономической и противопожарной безопасности.
Заявитель не предоставил доказательств того, что Подрядчик не может обеспечить соответствие уровня транспортно-эксплуатационного состояния объектов содержания требованиям ГОСТа, в связи с тем, что Заказчиком "не проведены мероприятия по категорированию, отсутствуют паспорта и т.д." и данное обстоятельство ограничивает количество участников Закупки.
Таким образом, Заказчик в документации о Закупке, в соответствии с требованиями нормативных документов (ГОСТ, Правила), установил технические и качественные характеристики объекта закупки, что не противоречит правилам описания объекта Закупки.
На основании изложенного, и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ О.В. Ермолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 23 ноября 2015 г. N 21-06/289-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015