Резолютивная часть решения оглашена "09" ноября 2015 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "10" ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника
отдела контроля в сфере закупок;
Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Михалевой Е.Е. - главного специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- Трубий Н.А. - заместителя председателя единой комиссии ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
- Конюховой С.Ю.- представителя ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, по доверенности,
рассмотрев дело N 555/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0239100000315000453 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (368), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
02.11.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Радиус" (вх. N 4300э от 02.11.2015 г.) на действия заказчика - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона N0239100000315000453 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (368).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку согласно техническому заданию в один лот включена поставка таких средств технической реабилитации, как аппараты, туторы, бандажи, корсеты и реклинаторы, что противоречит позиции ФАС России, изложенной в письме NИА/42194/14 от 17.10.2014 г., и требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
14.10.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации были размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N0239100000315000453 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (368).
На участие в аукционе была подана 1 заявка.
03.11.2015 г. единой комиссией Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была рассмотрена единственная заявка - ФГУП "Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и признана соответствующей требованиям аукционной документации (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.11.2015 г.).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно частям 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, а также включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Предметом электронного аукциона N0239100000315000453 является выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (1000 изделий).
Техническим заданием документации об электронном аукционе предусмотрен перечень требуемых заказчику ортезов различных видов: аппараты ортопедические, туторы, корсеты, реклинаторы, бандажи.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета ТСР.
Согласно пункту 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства России от 30.12.2005 N 2347-р (далее - федеральный перечень), инвалидам предоставляются протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
В соответствии с подпунктом 2.1.2 ГОСТ Р ИСО 8549-1-2011 "Протезирование и ортезирование. Словарь. Часть 1. Общие термины, относящиеся к наружным протезам конечностей и ортезам" ортез; ортопедическое устройство - это наружное устройство, используемое для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной систем.
Данное устройство предназначено для разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций поврежденного сустава или конечности (например, корсеты, бандажи, аппараты), применяется при нестабильности связочного аппарата суставах, травмах при занятиях спортом, артрозе и артрите суставов, а также в послеоперационный период.
Согласно Закону о защите инвалидов предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении нуждаемости инвалида в ТСР, входящих в федеральный перечень, руководствуются приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 65н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", из которого, в частности, следует:
Корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Аппаратами ортопедическими и туторами обеспечиваются инвалиды при стойких выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций верхней или нижней конечности вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Бандажами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; паховые грыжи.
Из изложенного следует, что медицинские показания (назначение) и функциональные характеристики указанных ТСР различны. При этом принадлежность товаров к одному классификационному коду не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Из определений следует, что не взаимозаменяемые товары образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в торгах производителей (или их представителей) определенных видов ТСР при объединении в один лот рассматриваемых товаров будет затруднительным, поскольку потребует приобретения товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа и закупке товара по начальной (максимальной) цене.
Каждое ТСР, как медицинское изделие, имеет показания к применению и определенное назначение под разные категории инвалидов. В связи с указанным следует, что потребители, которым установлено обеспечение одним видом ТСР, не смогут удовлетворить свои потребности в ином виде ТСР в полной мере, с учетом возраста, трудовой деятельности, физической нагрузки и прочее.
На основании изложенного и положений Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции и Закона о защите инвалидов закупку ТСР следует осуществлять с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты на закупку бандажей, корсетов и реклинаторов, ортопедических аппаратов и туторов.
Таким образом, заказчик - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации объединив в один лот в пределах электронного аукциона N0239100000315000453 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (368) ортезы различных видов: аппаратов ортопедических, туторов, корсетов, реклинаторов, бандажей, нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Радиус" на действия заказчика - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона N0239100000315000453 на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами (368) обоснованной.
2. Признать заказчика - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела N 555/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Щегловой Е.Р. |
|
Михалева Е.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 ноября 2015 г. N 555/З-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015