Резолютивная часть объявлена 20.10.2015 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "27" октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А.- начальника отдела контроля
в сфере закупок;
Сивороновой Т.В. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- Шевченко Ю.И. - представителя заказчика - Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Городская клиническая больница N1" (по доверенности),
рассмотрев дело N 504/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Муниципальным бюджетным лечебно-профилактическим учреждением "Городская клиническая больница N1" (далее по тексту решения - МБЛПУ "ГКБ N 1") законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0339300172615000193 "Выполнение работ по ремонту помещений травмцентра в МБЛПУ "ГКБ N1", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В адрес Кемеровского УФАС России поступили жалобы ООО "Сибстрой Центр" (вх. N 4031э от 14.10.2015 г.), ООО "Лотос" (вх. N 4052э от 15.10.2015 г.) на действия заказчика - МБЛПУ "ГКБ N 1" при проведении электронного аукциона N0339300172615000193 "Выполнение работ по ремонту помещений травмцентра в МБЛПУ "ГКБ N1".
По мнению заявителя жалобы - ООО "Сибстрой Центр", заказчиком в нарушение п.1.ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ в техническое задание и сметы включены строительные материалы с указанием товарного знака без слов "или эквивалент".
По мнению заявителя жалобы - ООО "Лотос", документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе, а именно:
- пункт 2.3 контракта не содержит отлагательного условия о том, что в случае, если подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения, НДС не предусмотрен;
- в требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам работ указан фильтр магнитный муфтовый латунный, полоса Kupferlitze или эквивалент, однако в локальных сметных расчетах данные материалы отсутствуют. В локальной смете N 1-3915 указан материал фильтр чугунный ФММ ДУ 40 РУ 16 муфтовый, в требованиях документации электронного аукциона данный материал отсутствует.
В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
24.09.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МБЛПУ "ГКБ N 1" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0339300172615000193 "Выполнение работ по ремонту помещений травмцентра в МБЛПУ "ГКБ N1" и аукционная документация.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться
требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из анализа вышеуказанной правовой нормы следует, что включение слов "или эквивалент" необходимо при описании объекта закупки при условии наличия указания на товарный знак.
Проведя анализ документации электронного аукциона, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в техническом задании указания на товарные знаки. Указание в смете товарного знака крана шарового, насосов и тройника без слов "или эквивалент" не противоречит п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, так как смета не является описанием объекта закупки, следовательно, довод жалобы ООО "Сибстрой Центр" является необоснованным.
Согласно требованиям части 1 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 10 статьи 70 ФЗ N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
В соответствии с письмами Минэкономразвития РФ от 05.08.2011 N Д28-206, от 10.11.2009 N Д22-1255, Министерства Финансов РФ письмо от 26.01.2012 N 03-07-11/21 "Невключение НДС при формировании цены контракта будет противоречить требованиям НК РФ", "Если победитель аукциона находится на УСНО заполнение графы НДС не предусмотрено и не меняет условий контракта".
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае признания победителя аукциона организации, находящейся на упрощенной системе налогообложения, указание в пункте 2.3 контракта формулировки "в том числе НДС" не будет противоречить действующему законодательству, проставление прочерка или указание в графах значение о размере НДС в виде цифры "0", не изменит условия контракта. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения победителем.
Предмет аукциона относится к видам, начальная (максимальная) цена которого определяется проектно-сметным методом. Сметная документация является неотъемлемой частью документации об аукционе - раздел II документации "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта". Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 33, ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, содержатся в разделе III документации "Описание объекта закупки", поэтому сметная документация не является требованием к материалам, предлагаемым к использованию при выполнении работ.
Указание в смете наименований материалов не означает, что заказчик предъявляет к участнику закупки требование предлагать к использованию именно эти или какие-либо иные материалы. В смете используются материалы сопоставимые по стоимости и характеристикам тем, использование которых предполагается, исключительно для определения стоимости работ.
Указание в описании объекта закупки самоклеющейся медной полосы Kupferlitze или эквивалент содержится в локальном сметном расчете N 1-43/15 (п.137) и в локальном ресурсном расчете к смете N 1-43/15 (п.194).
На основании вышеизложенного, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводам о необоснованности доводов жалобы ООО "Лотос".
В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что ФЗ N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 -8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Вместе с тем установленные заказчиком в пунктах 11.2, 11.3, проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе N0339300172615000193, штрафы и пени за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств по контракту, не соответствующие Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, противоречат требованиям частей 5,7,8 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Лотос", ООО "Сибстрой Центр" на действия заказчика - МБЛПУ "ГКБ N 1" при проведении электронного аукциона N0339300172615000193 "Выполнение работ по ремонту помещений травмцентра в МБЛПУ "ГКБ N1" необоснованными.
2. Признать заказчика - МБЛПУ "ГКБ N 1", нарушившим ч. 5,7,8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 504/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В.Стельмах
Члены комиссии
Д.А.Лыжин
Т.В.Сиворонова
Е.Р.Щеглова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20 октября 2015 г. N 504/3-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015