Резолютивная часть решения оглашена "28" октября 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме "29" октября 2015 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Щегловой Е.Р. - |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
рассмотрев дело N 517/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
21.10.2015 г., 23.10.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "Стройтехгрупп" (вх. N 4175Э от 23.10.2015 г.), ООО "Новосибстройсервис" (вх. N 4139 от 21.10.2015 г.), ООО "Лада-Альянс" (вх. N 4189Э от 26.10.2015 г.), ООО "Строительные технологии" (вх. N 4190Э от 26.10.2015 г.) на действия заказчика - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице".
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:
- заявитель ООО "Стройтехгрупп" указывает на то, что заказчиком неправомерно установлена дата начала срока дачи разъяснений положений аукционной документации; заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1221 от 31.12.2009; в пункте 46 Раздела 3 Технического задания заказчиком установлена излишняя детализация параметров товара;
- заявители ООО "Строительные технологии" и ООО "Стройтехгрупп" считают, что заказчиком некорректно указан источник финансирования закупки - "бюджетные средства";
- заявитель ООО "Новосибстройсервис" указывает на то, что, установив требования в пункте 10.4 Проекта контракта о том, что заказчик вправе обратиться в суд о расторжении договора, те самым заказчик фактически лишил себя возможности на односторонний отказ от исполнения контракта. Заказчиком в техническом задании и Локальной смете по пунктам 329 и 89, по пунктам 289 и 16, по пунктам 200 и 11 указаны наименования производителя без сопровождения слов "или эквивалент", пункт 230 Технического задания содержит сведения, вступившие в противоречие с пунктами 39, 52 локальной сметы N 1;
- заявитель ООО "Строительные технологии" считает, что если в сводном сметном расчете стоимости строительства в начальную максимальную цену контракта заложена сумма на осуществление строительного контроля, то заказчик должен был установить требование к участникам о наличие допуска N 32 "Работы по осуществлению контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем";
- заявители ООО "Лада-Альянс" и ООО "Строительные технологии" указывают на то, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик разместил только сводный сметный расчет;
- заявитель ООО "Лада-Альянс" указывает на то, что по установленным требованиям в разделе 3 Технического задания в строке 2 "Битумы нефтяные строительные.." не возможно определить объем указанного материала.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
30.09.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" и аукционная документация.
08.10.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" были размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" согласно решению принятому заказчиком. Данные изменения были внесены в Информационную карту аукционной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 126 070, 00 рублей.
Согласно требованиям части 3 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Довод заявителя ООО "Стройтехгрупп" о том, что заказчиком не правомерно установлена дата начала срока дачи разъяснений положений аукционной документации
признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего.
08.10.2016 г. заказчиком - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" до поступления жалобы в адрес Кемеровского УФАС России на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ была размещена измененная аукционная документация. В новой редакции заказчиком была установлена новая дата начала предоставления разъяснений (08.10.2015 г.) с момента размещения новой аукционной документации.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 3 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Исходя из нормы пункта 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ конкретный перечень источников финансирования законом о контрактной системе не установлен.
Заказчиком в пункте 4 Информационной карты аукционной документации установлен источник финансирования "Бюджетные средства", что не противоречит требованиям пункта 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрено установление заказчиком в документации требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1221 от 31.12.2009 г. "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказом МЭР РФ N 229 от 04.06.2010 г. "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
Заказчиком в Проекте, который размещен на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, отражена технология выполнения работ, а также требования (спецификации) материалов, которые полностью соответствуют требованиям энергетической эффективности.
Довод заявителя ООО "Стройтехгрупп" о том, что заказчиком в аукционной документации не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1221 от 31.12.2009 г. и Приказом МЭР РФ N 229 от 04.06.2010 г. признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в пункте 46 Раздела 3 Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены следующие требования: "Сортовой стальной горячекатаный полосовой прокат общего назначения, по толщине повышенной БТ1 или обычной ВТ1 точности прокатки, по ширине повышенной БШ1 или обычной ВШ1 точности прокатки, марка стали Ст3сп или Ст4сп, ширина полосы не менее 50 мм, толщина не менее 5 мм, масса 1-м длины проката, кг, не более 2,591 кг, предельные отклонения по толщине проката не более +0,3/-0,5 мм, предельные отклонения по ширине проката не более +0,5/-1,0 мм, массовая доля мышьяка в стали не более 0,080%, углерода не менее 0,14%, серы не более 0,050%, марганца не более 0,70%, кремния не более 0,30%, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 380-2005".
Требования к химическому составу стали установлены заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 380-2005, что не является нарушением требований пункта 1 части 1, 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 12 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 12 Информационной карты установлено следующее:
Возможность стороны контракта принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта |
Установлена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 ФЗ-44. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. |
В пункте 10.3 Проекта контракта установлено, что договор может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен заказчиком в пунктах 10.5-10.11 Проекта контракта, который соответствует порядку, установленному частями 9-26 статьи 95 ФЗ N 44-ФЗ.
В пункте 10.4 Проекта контракта заказчиком установлены случаи расторжения контракта по решению Суда.
Установленные заказчиком требования в пункте 10.4 Проекта контракта не лишают возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком требования пункта 12 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ не нарушены.
Довод заявителя ООО "Новосибстройсервис" о том, что в пунктах 329, 289, 200 Технического задания и в Локальном сметном расчете указаны наименования товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент" признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего.
Согласно требованиям, установленным заказчиком в пункте 20 Информационной карты аукционной документации, Локальные сметные расчеты служат исключительно для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы пункты 329, 289, 200 Технического задания и установлено, что в данных пунктах отсутствует указание на товарный знак, что не является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
В действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, так как требования к характеристике краски установлены заказчиком в пункте 230 Технического задания аукционной документации.
Заказчиком в пункте 20 Информационной карты установлено следующее:
20 |
Обоснование начальной цены контракта: |
Начальная максимальная цена контракта определена и обоснована заказчиком в соответствии с Приказом МЭР N567 от 02.10.2013 г, посредством применения проектно-сметного метода. Расчет по обоснованию НМЦК проведен Заказчиком и сформирован в виде Локальных смет (Приложение 1 к настоящей документации), которые содержат требуемые ст.22 ФЗ-44 и Приказом МЭР России от 02.10.2013 N 567 сведения. |
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта определена путем проведения расчетов и составления Локальных смет. На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком размещен Сводный сметный расчет стоимости строительства, который содержит стоимость строительных работ, монтажных работ, оборудования, а также дополнительные затраты на непредвиденные работы, затраты, связанные с уплатой налогов. Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в Сводном сметном расчете полностью соответствует начальной (максимальной) цене контракта, указанной в пункте 9 Информационной карты аукционной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Заказчиком в пункте 2 Раздела 3 Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены следующие характеристики используемого при выполнении работ битума: "Битумы нефтяные строительные марки: БН-90/10 или БН-70/30 применяются для строительных работ. Глубина проникания иглы при 25 градусах С, 0,1 мм не более 40, растворимость % не менее 99,5, растяжимость при 25 градусах С не менее 1, температура размягчения по кольцу и шару не более 105°С, ГОСТ 6617-76".
Объем выполняемых работ указан заказчиком в Разделе 2 Технического задания, что позволяет участнику определить объем используемого при выполнении работ указанного выше материала (битума).
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту 2 пункта 11 Информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., в соответствии с ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта: допуск на "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя Жилищно-гражданское строительство (33.3), (сумма, указанная в Свидетельстве СРО на право заключать договор должна быть не менее цены контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно приказу Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включены в данный перечень.
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
На основании вышеизложенного в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Новосибстройсервис" на действия заказчика - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Лада-Альянс" на действия заказчика - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" необоснованной.
4. Признать жалобу ООО "Строительные технологии" на действия заказчика - МБУЗ "Городская больница Осинниковского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0339300136215000087 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в городской больнице" необоснованной.
5. Производство по делу N 517/З-2015 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Сиворонова Т.В. |
|
Щеглова Е.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 29 октября 2015 г. N 517
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015