Резолютивная часть решения оглашена "28" октября 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2015 г." г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Михалевой Е.Е. - |
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
при участии:
- Савенкова Антона Владимировича - представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности;
- Шестакова Николая Станиславовича, - представителя Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, по доверенности;
- Подберезиной Натальи Петровны - представителя Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, по доверенности,
рассмотрев дело N 523/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Департаментом молодежной политики и спорта Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000115006413 "Оказание услуг по организации и проведению спортивного мероприятия", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
22.10.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Плюс" (вх. N 4156Э от 22.10.2015 г.)
на действия заказчика - Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0139200000115006413 "Оказание услуг по организации и проведению спортивного мероприятия".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:
- заявитель ООО "Плюс" указывает на то, что заказчиком не установлены критерии, по которым будут оцениваться почетность гостей и авторитетность спортсменов; заказчиком при ответе на запрос разъяснения положений документации была изменена суть документации; заявитель также указывает на то, что в проекте контракта отсутствует формула расчета пени и размеров штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1063; заказчиком не установлен срок действия контракта, следовательно, фактически не предоставляется возможным участнику закупки установить срок действия банковской гарантии.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
09.10.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Департаментом молодежной политики и спорта Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000115006413 "Оказание услуг по организации и проведению спортивного мероприятия" и аукционная документация.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в пункте 12.1 Проекта контракта установлено следующее: Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует по окончанию оказанных Услуг, а в части оплаты - до полного исполнения п. 2.3. Контракта, после чего Контракт считается исполненным.
В проекте государственного контракта сроки исполнения обязательств определены в пункте 1.3 - "Период (срок) оказания Услуг - с момента заключения Контракта по 25 декабря 2015 года по заявке Государственного Заказчика и в пункте 2.3 Проекта контракта заказчиком установлен следующий порядок расчетов: "Расчет за оказанные Услуги осуществляется Государственным Заказчиком по факту оказанных Услуг, в течение 30 (тридцати) дней, в соответствии со счетом (счет-фактурой) Исполнителя и "Актом сдачи-приемки оказанных Услуг" (Приложение N 2), но не позднее 31.12.2015 года".
Таким образом, в проекте контракта заказчиком установлены сроки исполнения обязательств, в связи с чем у участника закупки имеется возможность определить срок окончания действия контракта и, соответственно, определить срок действия банковской гарантии.
На основании вышеизложенного заказчиком соблюдены требования пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 -8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам следует устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Установленные заказчиком в пунктах 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе N 0139200000115006413, штрафы и пени за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, что противоречит требованиям частей 5, 7 и 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в пункте 3 Технического задания установлены требования к оказанию услуг по организации и проведению спортивного мероприятия следующим образом: "Церемония торжественного открытия. Для организации торжественного открытия Исполнителю необходимо обеспечить: участие почетных гостей и авторитетных спортсменов (не менее 5 человек) (Список согласовывается с Государственным Заказчиком)".
В связи с тем, что объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению спортивного мероприятия, то заказчиком установлены требования к оказываемой услуге, а не средствам, с помощью которых данная услуга будет оказана.
Установление в аукционной документации при описании объекта закупки фразы "участие почетных гостей и авторитетных спортсменов" не вводит участников закупки в заблуждение, так как Техническое задание содержит условие о том, что список участников согласовывается с государственным заказчиком дополнительно.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 5 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
16.10.2015 г. Заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации, в которых было предложено в качестве примера описание того, кто может являться почетным гостем и авторитетным спортсменом.
Таким образом, разъяснения положений документации, которые были даны заказчиком, не изменили суть аукционной документации, следовательно, в действиях заказчика - Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области отсутствует нарушение требований части 5 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Плюс" на действия заказчика - Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0139200000115006413 "Оказание услуг по организации и проведению спортивного мероприятия" частично обоснованной (в части неустановления штрафов и пеней в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1063).
2. Признать заказчика - Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области нарушившим части 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N 523/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Сиворонова Т.В. |
|
Михалева Е.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 28 октября 2015 г. N 523
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2015