Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 30 октября 2015 г. N 236/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - зам. руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Панкратовой В.Д.- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
Зыкина М.Н.- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
в присутствии:
Лекомцева С.В. - представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности,
Коваленко О.В. - представителя Министерства здравоохранения Кировской области по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп",
У С Т А Н О В И Л А:
22.10.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" (далее - Заявитель) на документацию электронного аукциона на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов и отделений общей врачебной (семейной) практики на территории Кировской области (17 объектов на земельных участках площадью 0,04 га каждый), извещение N 0340200003315002551. Заказчик- Министерство здравоохранения Кировской области; Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе):
1. необоснованно укрупнил лот;
2. не установил в проекте контракта случаи предоставления подрядчику отсрочки уплаты неустойки (штрафов, пени) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 г. N 196);
3. не установил в проекте контракта формулу расчета неустойки согласно Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063);
4. установил завышенный гарантийный срок - не менее 60 месяцев;
5. не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения жалобы.
Заказчик представил письменные пояснения по жалобе, согласно которым просит признать жалобу необоснованной, поскольку лот сформирован заказчиком правомерно в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе; требования к участникам закупки устанавливаются в информационной карте Уполномоченным учреждением; заказчиком в проекте контракта указано условие об ответственности заказчика и поставщика, при этом обязанности переносить в проект контракта порядок расчета пени и штрафов Закон о контрактной системе не предусматривает; порядок предоставления отсрочки уплаты пени или ее списания проектом контракта не установлен, поскольку данное требование также не содержится в Законе о контрактной системе; гарантийный срок установлен в соответствии с действующим законодательством и не является завышенным.
Уполномоченное учреждение также представило письменные пояснения, согласно которым проект контракта составляется Заказчиком самостоятельно, кроме того дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 обязан устанавливать заказчик в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, данная обязанность установлена и п. 2.3. Порядка взаимодействия заказчиков Кировской области с уполномоченным учреждением, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных нужд Кировской области, утв. постановлением Правительства Кировской области от 21.04.2015 г. N 34/213 (далее - Порядок взаимодействия Заказчиков Кировской области с уполномоченным учреждением).
На заседание Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя не явился, извещен надлежащим образом.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в пояснениях на жалобу.
Заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
07.10.2015 года на официальном сайте закупок размещено извещение N 0340200003315002551 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов и отделений общей врачебной (семейной) практики на территории Кировской области (17 объектов на земельных участках площадью 0,04 га каждый).
1. Относительно необоснованного укрупнения лота Заказчиком Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Согласно аукционной документации Заказчику необходимо выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов и отделений общей врачебной (семейной) практики на территории Кировской области на 17 объектах на земельных участках площадью 0,04 га каждый.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещает объединение в один лот технологически и функционально не связанных работ.
Закон о защите конкуренции, Закон о контрактной системе не содержит запрета на укрупнение объекта закупки посредством включения в состав одного лота одноименных работ по нескольким адресам.
Таким образом, Заказчик имел право объявить электронный аукцион на выполнение работ по строительству на территории Кировской области на 17 объектах.
2. Относительно отсутствия в проекте контракта сведений о случаях предоставления подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 г. N 196 отсрочки по уплате неустойки, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) определен постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 не устанавливают обязанность Заказчика устанавливать в проекте контракта сведения о случаях предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней). Обязанность предоставления отсрочки возникает у Заказчика в силу положений Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 и не связана с установлением данных требований государственным контрактом.
3. Относительно отсутствия формулы расчета неустойки в проекте контракта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 6-7 ст. 34 Закона о контрактной системе предусматривают, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом устанавливаются постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Вместе с тем Закон о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 не содержат обязанность Заказчика указывать в проекте контракта формулу расчета неустойки.
Пункты 9.2-9.3 проекта государственного контракта аукционной документации устанавливают порядок расчета размера штрафа в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, следовательно, Заказчиком в достаточной мере определено обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Относительно установления Заказчиком гарантийного срока не менее 60 месяцев, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 4.4 Информационной карты аукционной документации срок предоставления гарантии качества на работы установлен в размере не менее 60 месяцев.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Требований к размеру гарантийного срока Закон о контрактной системе не содержит.
Исходя из объекта электронного аукциона Заказчик установил необходимость установления гарантийного срока, при этом Заказчиком установлен минимальный показатель, следовательно, Исполнитель самостоятельно вправе определить данный показатель, однако он не может быть менее 60 месяцев.
Данное условие исходя из положений Закона о контрактной системе не может являться незаконным.
5. Относительно необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно п. 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающие соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Необходимость установления указанных требований к участникам электронного аукциона определена и Письмом Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, отделений общей врачебной (семейной) практики и отделений врачей общей врачебной (семейной) практики с квартирой на территории Кировской области имеет код по ОКПД 45.21.15.130, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 518 047,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Кроме того, согласно п. 2.1 Порядка взаимодействия Заказчиков Кировской области с уполномоченным учреждением для закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Кировской области заказчики направляют уполномоченному учреждению пакет документов "Заявка на закупку", включающий в себя обоснование начальной (максимальной) цены контракта, техническое задание, проект контракта.
В соответствии с п. 2.3 Порядка взаимодействия Заказчиков Кировской области с уполномоченным учреждением заказчик несет ответственность за соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации технического задания и проекта контракта. Заказчик несет ответственность за полноту, достоверность и за соответствие действующему законодательству Российской Федерации в сфере закупок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2.5 Порядка взаимодействия Заказчиков Кировской области с уполномоченным учреждением, на основании направленных заказчиком посредством АИС "WEB-Торги-КС" документов, указанных в подпунктах 2.1.2 и 2.1.3 настоящего Порядка, уполномоченным учреждением разрабатывается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок и информационная карта конкурсной документации, документации об электронном аукционе, формируется конкурсная документация, документация об электронном аукционе, извещение о проведении запроса котировок (за исключением документов, предусмотренных подпунктами 2.1.1 и 2.1.2 настоящего Порядка).
Таким образом, поскольку электронный аукцион предусматривает выполнение работ строительных, включенных в код 45, на сумму свыше 10 млн. рублей, следовательно, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в нарушение требований ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Вместе с тем, право Заявителя подать заявку на участие в электронном аукционе Заказчиком, Уполномоченным учреждением не ограничено, поскольку аукционная документация не содержит дополнительных требований к участникам закупки. Следовательно, неустановление дополнительных требований не может нарушать права Заявителя, в связи с чем оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Стройтехгрупп" на документацию электронного аукциона на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов и отделений общей врачебной (семейной) практики на территории Кировской области (17 объектов на земельных участках площадью 0,04 га каждый), извещение N 0340200003315002551, в связи с нарушением Министерством здравоохранении Кировской области, КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. По результатам рассмотрения жалобы предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии И.Н. Фуфачева
Члены комиссии В.Д. Панкратова
М.Н. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 30 октября 2015 г. N 236/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015