Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 24 ноября 2015 г. N 12-10-148/347
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Белов Д.Ю., заместитель руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
|
Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы, |
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:
представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области в лице начальника юридического отдела Н.И.Отрубиной, начальника отдела общего обеспечения В.А.Яруллиной и заместителя начальника отдела общего обеспечения Г.Л. Колесниковой, в отсутствие представителя ООО "Транспортные технологии", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев жалобу ООО "Транспортные технологии" на действия заказчика при проведении запроса котировок на право заключения контракта на поставку, установку тахографов с СКЗИ на транспортные средства и изготовление и поставка карт водителя (извещение N 0141100005315000060) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 10.11.2015 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (далее - Заказчик) разместила на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на поставку, установку тахографов с СКЗИ на транспортные средства и изготовление и поставка карт водителя (извещение N 0141100005315000060).
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
В своей жалобе ООО "Транспортные технологии" (далее - Заявитель) указывает следующее:
"В наименование объекта закупки сказано: "Поставка, установка тахографов с СКЗИ на транспортные средства и изготовление и поставка карт водителя". В предмете контракта сказано: "поставить и установить тахограф с СКЗИ на транспортные средства и изготовить и поставить карты водителя согласно технического задания". Изготовлением карт водителя занимается одна организация ФГУП "НТЦ "Атлас" (http://web.stcnet.ru/contacts.htm), которая не занимается поставкой тахографов.
Объектом закупки является "Поставка, установка тахографов с СКЗИ на транспортные средства и изготовление и поставка карт водителя", предметом контракта является "поставить и установить тахограф с СКЗИ на транспортные средства и изготовить и поставить карты водителя согласно технического задания". Объект закупки и предмет контракта не соответствуют Предмету закупки в Техническом задании: "поставка, установка и активизацию технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографа)", что как мы считаем является нарушением законодательства.
В техническом задании в п. 9 "Требования к документам, подтверждающим соответствие поставщика установленным требованиям" заказчик запрашивает копию действующей лицензии ФСБ РФ и перечисляет виды деятельности, предусмотренные пунктами 12, 20, 21. В проекте Государственного контракта в п. 3 "Права и обязанности сторон" в п.п. 3.1.1. "На дату заключения Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику копию": не запрашивается пункт 21 - передача шифровальных (криптографических) средств. В требованиях к участникам эти требования вообще отсутствуют.
Осуществлять виды работ и услуг, согласно объекта закупки, могут только организации, которые имеют официальный допуск в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 октября 2013 г. N332 г. Москва "Об утверждении Порядка допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах".
На сегодняшний день мастерские, которые удовлетворяют всем установленным требованиям, вносятся в список допущенных сервисных центров, получают номер клейма и специальную электронную карту мастерской для доступа к настройкам тахографа. Номер клейма означает, что мастерская имеет право осуществлять работы по установке, проверке и ремонту тахографов, соответствующих требованию Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) N 36 от 13.02.2013 года "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
Также следует отметить, что согласно Приказа Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) N 36 от 13.02.2013 года "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" в состав тахографа входит:
(далее по тексу выдержки из Приказа)
"_..бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
1) карты тахографа (далее - карты);
2) датчик движения;
3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
1) устройство обработки данных;
2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
аутентификацию;
регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих
регистрации в некорректируемом виде__.."
После проведения монтажа, согласно паспорта тахографа, специалист мастерской должен осуществить ввод тахографа в эксплуатацию и произвести активацию (активизацию) блока СКЗИ тахографа. Данные виды работ попадают под лицензируемые виды деятельности, согласно ФЗ от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
В Федеральном законе от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", (далее Положение) утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 313, определенные виды деятельности требуют обязательного лицензирования. Можно сделать вывод из положений данного Постановления, что лицензию выдает Управление Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации на конкретные виды работ и услуг, в соответствии с утвержденным порядком.
Исходя из вышеизложенного, поставщик должен иметь УВЕДОМЛЕНИЕ Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" об учёте Поставщика в перечне мастерских и ЛИЦЕНЗИЮ ФСБ на выполнение конкретных видов работ и услуг, а именно: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства, передача шифровальных (криптографических) средств.
В документации отсутствуют требования к предоставлению документов, подтверждающих наличие у участника лицензии на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно:
12 - монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;
20 - работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства;
21 - передача шифровальных (криптографических) средств.
В этом же пункте отсутствует требование о наличии у поставщиков уведомления Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" об учёте Поставщика в перечне мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов с присвоением регистрационного номера РФ.
Делаем вывод, что документация о проведении закупки способом запроса котировок N 0141100005315000060 не соответствует требованиям законодательства РФ.
Так же ограничен круг участников одним производителем, который изготавливает карты водителя.
Грубые нарушения законодательства РФ в документации о проведении закупки способом запрос котировок предоставляют возможность участвовать в аукционе поставщикам, которые не имеют необходимого разрешения и лицензии".
Представитель Заказчика уведомил Комиссию Костромского УФАС России о своем несогласии с доводом Заявителя и сослался на пункт 8 "Требования к поставляемой продукции" технического задания на поставку и установку тахографа с СКЗИ на транспортное средство и изготовление карт водителя СКЗИ.
Рассмотрев материалы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, Комиссия Костромского УФАС считает доводы Заявителя необоснованными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 9 "Требования к документам, подтверждающим соответствие поставщика установленным требованиям" приложения 1 к Проекту государственного контракта Заказчик установил требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ и оказание услуг:
1. Копия действующей лицензии ФСБ РФ на осуществление деятельности разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области, шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Виды деятельности предусмотрены пунктами 12, 20, 21 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313.
2. Копию уведомления Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" об учёте Исполнителя в перечне мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов с присвоением регистрационного номера РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Таким образом, Заказчик правомерно установил требование о наличии лицензии ФСБ не к участникам закупки, а к поставщику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транспортные технологии" необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии
Д.Ю. Белов
Члены Комиссии
А.К. Степина
А.И. Суясов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 24 ноября 2015 г. N 12-10-148/347
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015