Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 ноября 2015 г. N 266/2015
Резолютивная часть объявлена 12 ноября 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 17 ноября 2015 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Курская региональная общественная организация "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя) |
|
Заказчик |
Администрация города Фатежа Фатежского района Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
личность присутствующего удостоверена на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт) |
|
Специализированная организация |
Областное бюджетное учреждение "Фонд имущества Курской области" (далее - ОБУ "Фонд имущества Курской области", специализированная организация) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей специализированной организации |
личность присутствующего удостоверена на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300008015000005 |
|
Объект закупки |
"Строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Лесная в г. Фатеже Фатежского района Курской области" |
Доводы жалобы:
Документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. По мнению заявителя, заказчик установил в документации об электронном аукционе противоречивые требования к участникам закупки, поскольку в аукционной документации содержится требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которое является объектом закупки, в частности, о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданного саморегулируемой организацией, в то время как требования о предоставлении данного свидетельства в составе второй части заявки заказчиком не установлено.
2. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе не содержит наименования и описания объекта закупки, соответствующего требованиям части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...". Так, податель жалобы указывает на то, что в Приложении N 1 к контракту "Техническое задание" (далее - Техническое задание) отсутствуют виды работ, указанные в локально-сметных расчетах, а именно, работы по разбивке трассы. Также, по мнению заявителя, в аукционной документации содержатся требования к материалам: "Щебень известняковый для строительных работ, марка 600, фракция 5-10 мм", "Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 10-20 мм", "Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 40-70 мм", исключенным из стоимости, согласно локально-сметным расчетам.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
На заседании Комиссии представители заказчика и специализированной организации не согласились с доводами жалобы, и сообщили, что при проведении аукциона заказчик и специализированная организация действовали в соответствии с положениями ФЗ "О контрактной системе...", представили в материалы дела письменные возражения и копию Протокола рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе 0144300014415000012 от 09.11.2015 г., согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана 1 (одна) заявка, признанная соответствующей требованиям документации об аукционе.
Представитель специализированной организации пояснил, что установление требования о предоставлении свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданного саморегулируемой организацией в составе второй части заявки для участников было бы ограничением конкуренции, поскольку согласно требований аукционной документации подрядчик вправе привлечь субподрядчиков или соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций со стоимостью их работ 100 % от цены контракта, которые должны иметь и представить при заключении контракта соответствующие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданного саморегулируемой организацией.
Относительно второго довода жалобы представитель специализированной организации указал на то, что выполнение работ по разбивке трассы не предусмотрено в рамках проводимой закупки, описание объекта закупки и цена контракта сформированы исходя из потребностей заказчика и без учета выполнения работ по разбивке трассы, в Техническом задании установлены требования к материалам, которые не являются исключенными и содержатся в локально-сметных расчетах.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом настоящей закупки является "Строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Лесная в г. Фатеже Фатежского района Курской области".
Из представленных материалов дела следует, что в пункте 23 "Единые требования к участникам" документации об аукционе заказчиком установлено требование о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которое является объектом закупки, в том числе, указано, что "в связи с тем, что работы по организации строительства автомобильной дороги включены в Перечень (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624), лицо, которое их осуществляет, должно иметь свидетельство о допуске к ним, выданное саморегулируемой организацией".
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития от 30.12.2009 г. N 624), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО).
Виды работ, являющиеся предметом электронного аукциона входят в указанный Перечень.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссией УФАС России установлено, что в пункте 5.4.8 проекта контракта установлена обязанность Подрядчика "в ходе исполнения обязательств по контракту привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...", а именно, допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона требования о необходимости предоставления участником закупки в составе второй части заявки допуска СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624, являются нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 и пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение ФЗ "О контрактной системе..." не повлияло на результаты проведения аукциона, поскольку свидетельство о допуске к видам работ по организации строительства содержалось в составе заявки единственного участника аукциона.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при наличии). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как установлено в части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. Наименование и описание объекта закупки определены в извещении и пункте 10 "Наименование объекта закупки и количество товара" и пункте 11 "Описание объекта закупки" документации об аукционе.
В пункте 11 "Описание объекта закупки" документации об аукционе указано, что описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Приложение N 1 к проекту контракта) и Локальном сметном расчете (Приложение N 4 к аукционной документации).
Требования к характеристикам материалов, используемых при выполнении работ были установлены Администрацией города Фатежа Фатежского района Курской области в Приложении N 1 к контракту "Техническое задание на выполнение работ по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Лесная в г. Фатеже Фатежского района Курской области".
Таким образом, документация об аукционе содержит наименование и описание объекта закупки.
Из письменных пояснений заказчика и пояснений представителя специализированной организации, данных на заседании Комиссии, следует, что несмотря на то, что проектная документация включает в себя работы по разбивке трассы, данный вид работ станет объектом отдельной закупки. Так для осуществления работ по разбивке трассы устанавливаются иные требования, отличные от требований, предъявляемых к работам по организации строительства.
Также начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Лесная в г. Фатеже Фатежского района Курской области была рассчитана без учета выполнения работ по разбивке трассы.
Кроме того, представитель специализированной организации сообщил, что в Приложении N 1 к контракту "Техническое задание на выполнение работ по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Лесная в г. Фатеже Фатежского района Курской области" были установлены требования к товару (материалу), используемому при выполнении работ, по позиции N 1 "Щебень известняковый для строительных работ, марки 600, фракции 5-10 мм", который не является исключенным из локального сметного расчета, поскольку указан по позиции 5 Локального сметного расчета N 02-03-01.
Аналогично, были установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, по позиции N 2 "Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 10-20 мм", указанному в позициях 7, 15 и 22 Локального сметного расчета N 02-02-01, и по позиции N 3 "Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 40-70 мм", указанному в позициях 8, 16 и 21 Локального сметного расчета N 02-02-01.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что заказчик в Техническом задании документации об аукционе не установил надлежащий порядок описания объекта закупки.
Таким образом, данный довод жалобы КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" обоснованной в части нарушения заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Администрацию города Фатежа Фатежского района Курской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российский Федерации о контрактной системе заказчику - Администрации города Фатежа Фатежского района Курской области не выдавать.
4. Передать материалы дела N 266/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 ноября 2015 г. N 266/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015