Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 ноября 2015 г.
Резолютивная часть объявлена 16 ноября 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Курская региональная общественная организация "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя) |
|
Заказчик |
Администрация Бобравского сельсовета Беловского района Курской области |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика не поступало) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300037115000002 |
|
Объект закупки |
"Текущий ремонт водонапорной башни в х. Ивановский Беловского района Курской области" |
Доводы жалобы:
Документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. Установленное заказчиком в Части IV "Инструкция по заполнению заявки" документации об аукционе требование о необходимости предоставления участником закупки в первой части заявки ссылок на конкретные источники полученной информации с указанием документов под угрозой отклонения заявки, а также информации о проведении дополнительных расчетов с приложением этих расчетов к заявке, является нарушением требований части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." и может привести к нарушению порядка рассмотрения первых частей заявок участников в соответствии с требованиями статьи 67 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В нарушение положений статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." требование заказчика к фракционному составу керосина для технических целей не носит объективного характера.
Более того, по мнению заявителя, для того, чтобы участник закупки мог предложить товар именно с характеристиками, соответствующими требованиям заказчика, установленным в описании объекта закупки, ему будет необходимо провести лабораторные испытания определенной партии товара.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В материалы дела поступили письменные возражения заказчика, из которых следует, что заказчик с жалобой заявителя не согласен.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В Части IV "Инструкция по заполнению заявки" документации об аукционе заказчиком сформирована инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
"При описании цифровых показателей характеристик товара (работ, услуг), в том числе условий гарантийного обслуживания, не допускается применение понятий "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", "не ниже", "не выше", "не должно превышать" и т. п., за исключением товара, характеристики и показатели которого сопровождаются указанными понятиями согласно паспорта, инструкции, руководства по эксплуатации, данных производителей или относятся не к самому товару, а к рабочей среде, в которой данный товар должен использоваться. При этом в скобках после использования вышеуказанных значений указывается в соответствии с каким документом участник привел данное значение показателя. В случае отсутствия ссылки на конкретный источник при использовании участником закупки данных слов заявка будет отклонена...В случае, когда при указании в первой части заявки конкретных показателей используемого товара в соответствии с действующими ГОСТами требуется проведение дополнительных расчетов, например, вычисление массы товара, необходимо приложить данные расчеты". Частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." предоставление в составе первой части заявки ссылок на конкретные источники информации или документы, в соответствие с которыми участником закупки были представлены данные, не предусмотрено. Согласно части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." требование от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." документов и информации, не допускается. Таким образом, установление заказчиком в инструкции по заполнению заявки требования о необходимости предоставления участниками закупки сведений или документов, на основании которых участником закупки представлены данные в заявке, является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...". Кроме того, Комиссия УФАС России считает необходимым отметить следующее. Частью 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрены основания для отказа участнику электронного аукциона в допуске к участию в нем. В силу части 5 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается. Таким образом, установление заказчиком условия о том, что непредоставление участниками закупки сведений или документов, в соответствие с которыми участником закупки были представлены данные в заявке, послужит основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, противоречит положениям ФЗ "О контрактной системе...". 2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Частью III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в том числе:
по позиции "Керосин для технических целей": "Требуется марки КТ-1 или КТ-2. Фракционный состав: 10 % перегоняется при температуре 11-1800С, 50 % перегоняется при температуре не ниже 1900С, 90 % перегоняется при температуре 240-2750С, 98 % перегоняется при температуре не выше 3000С. Кислотность не более 4,5 мг КОН на 100 см3 керосина. Зольность не более 0,005 %. Концентрация фактических смол не более 40 мг на 100 см3 керосина. Массовая доля серы не более 1,0 %. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, не ниже 280С. Плотность при 150С не более 828,5 кг/м3". Кроме того, как установлено Комиссией УФАС России, к товару "Трубы стальные" заказчиком предусмотрены требования "...по химическому составу сталь должна соответствовать требованиям ГОСТ 380-2005...Массовая доля в стали углерода 0,09-0,27 %, марганца 0,25-0,70 %, кремния не более 0,15 %. Массовая доля хрома, никеля и меди в стали должна быть не более 0,30 % каждого. Массовая доля серы в стали должна быть не более 0,050 %, фосфора - менее 0,040 %. Массовая доля мышьяка в стали должна быть не более 0,080 %", по позиции "Швеллеры": "Должны быть N 40 из стали марки Ст0, соответствующей ГОСТ 380-2005. Химический состав стали: массовая доля углерода не более 0,23 %, массовая доля серы не более 0,060 % и фосфора не более 0,070 %", по позиции "Проволока горячекатаная": "...Катанка для перетяжки на проволоку должны быть в соответствии с ГОСТ 30136-95 из углеродистой стали обыкновенного качества марки Ст1 или Ст2, или Ст3, или Ст0 любой степени раскисления (полуспокойная или спокойная, или кипящая) по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода в стал не более 0,23 %, серы не более 0,060 % и фосфора не более 0,070%". Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели характеристик предлагаемых к использованию товаров в соответствии с требованиями документации об аукционе, но не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также то, что предоставление сведений о материалах и веществах, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, показателей, характеризующих состав или свойства вещества, устанавливаемые по результатам испытаний, не предусмотрено ФЗ "О контрактной системе...", указанные требования в Техническом задании являются излишними, усложняющими (затрудняющими) подготовку участниками заявок на участие в торгах. При таких обстоятельствах, действия заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...". В то же время, основываясь на материалах дела, Комиссия УФАС России установила, что действия заказчика, выразившиеся в нарушении требований к описанию объекта закупки (требования к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров (материалов), используемых при выполнении работ) и формировании ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, не повлияли на результаты аукциона и не повлекли нарушений законных прав и интересов участников электронного аукциона. Так, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе, что подтверждается Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 13.11.2015 г. Запросов о разъяснении положений документации об аукционе заказчику от участников закупки не поступало. На основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" на действия заказчика - Администрации Бобравского сельсовета Беловского района Курской области обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Бобравского сельсовета Беловского района Курской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчику - Администрации Бобравского сельсовета Беловского района Курской области не выдавать.
4. Передать материалы дела N 271/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015