Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 октября 2015 г. N 247/2015
Резолютивная часть объявлена 26 октября 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 29 октября 2015 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "ФинансСтрой" (далее - ООО "ФинансСтрой", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Администрация Поныровского района Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
личность присутствующего удостоверена на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300015415000002 |
|
Объект закупки |
"Выполнение работ по строительству автодороги IV категории с. Бобровка - д. Заболотское Поныровского района Курской области" |
Доводы жалобы:
Документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. Заказчиком в нарушение требований части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника аукциона в части предоставления конкретных допусков СРО, так как согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
2. Заявитель указывает на то, что в проекте контракта заказчиком указаны размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств с отступлением от требований пунктов 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." и постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
На заседании Комиссии представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, предоставил письменные возражения и указал на то, что при установлении в документации об электронном аукционе требований к участникам аукциона и перечня документов, которые должны быть представлены участниками закупки, заказчик действовал в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе..." и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По вопросу определения в проекте контракта размера штрафных санкций в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком или подрядчиком обязательств, представитель заказчика пояснил, что при подготовке документации об аукционе заказчиком была допущена техническая ошибка.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Часть 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." предусматривает, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупок.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, требование о наличии у участника закупки исключительно свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Пунктом 38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки участником закупки "копии свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624 по пунктам:
25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек,
25.2 Устройство оснований автомобильных дорог,
25.4 Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе, укрепляемых вяжущими материалами".
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении в документации об аукционе требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), противоречит требованиям части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение ФЗ "О контрактной системе..." не повлияло на результаты проведения аукциона, поскольку свидетельство о допуске к видам работ по организации строительства содержалось в составе заявки единственного участника аукциона.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе_" в контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае нарушения одной из сторон обязательств по контракту другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Положения ФЗ "О контрактной системе_" устанавливают ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 "О контрактной системе_" размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) установлен порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств. В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе_". Пункт 4 Правил устанавливает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Однако заказчиком в пунктах 11.2.2 и 11.3.2 проекта контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств, подрядчик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы, определенной как 10 % цены контракта, а за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы, определенной как 2, 5 % цены контракта. Таким образом, с учетом определенной начальной (максимальной) цены контракта, в размере 29 997 588 рублей 00 коп., заказчиком неправомерно установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее обязательств, предусмотренных контрактом, и допущено нарушение частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе_", отступление от требований пунктов 4 и 5 Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России также было установлено следующее. 1. В силу пункта 3 части 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...." дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования. Согласно пункту 2 приложения N 1 Постановления РФ от 04.02.2015 г. N 99, в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. Комиссией УФАС России установлено, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона на "выполнение работ по строительству автодороги IV категории с. Бобровка - д. Заболотское Поныровского района Курской области" указан ОКПД 45.23.12.120 "Работы общестроительные по устройству дорожных покрытий автомобильных дорог III - IV категорий", начальная максимальная цена контракта составляет 29 997 588 рублей 00 коп., в связи с чем заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...". Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком не было установлено дополнительного требования к наличию опыта исполнения контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г., что противоречит требованиям части 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Комиссия УФАС России считает необходимым отметить, что победителем аукциона в составе второй части заявки не представлены документы об опыте выполнения работ, связанных с предметом контракта. 2. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", или предоставления недостоверной информации. Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное требование установлено заказчиком в пункте 38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации. Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ по строительству автодороги IV категории с. Бобровка - д. Заболотское Поныровского района Курской области (N извещения 0144300015415000002) от 16.10.2015 г. по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана и допущена к участию на аукционе одна заявка, электронный аукцион был признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...". Вместе с тем, при изучении распечатки копии заявки единственного участника Комиссией УФАС России установлено, что в составе первой части заявки данного участника содержатся характеристики предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров с сопровождением словами "не менее", "не более", "должны быть", "не выше", "не ниже". При таких обстоятельствах, в нарушение требований подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", данная заявка не содержит информации о конкретных показателях используемых при выполнении работ товаров, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ "О контрактной системе...", а также инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе содержит Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к документации, включающее "Техническое задание на выполнение работ по строительству автодороги IV категории с. Бобровка - д. Заболотское Поныровского района Курской области", содержащее состав и краткие характеристики выполняемых работ. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что Техническое задание содержит только перечень работ, подлежащих исполнению и не содержат требований к характеристикам материалов и товаров, используемым при выполнении работ. Как указал представитель заказчика, при формировании первой части заявки на участие в аукционе участнику закупки следовало руководствоваться локально-сметными расчетами, размещенными в составе документации.
Комиссией УФАС России установлено, что в документации об аукционе отсутствует прямое указание на то, что локально-сметные расчеты, содержащие перечень работ, одновременно являются перечнем материалов и товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ, и в отношении которых, участникам аукциона требуется предоставить в заявке на участие в аукционе конкретные показатели характеристик таких товаров и материалов.
Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе не содержит надлежащее описание объекта закупки, а также не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющую надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчиком не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией. 3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. В пункте 44 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" документации об электронном аукционе заказчиком предусмотрено: "Дата начала срока предоставления разъяснений - дата подачи участником запроса на разъяснения документации. Дата окончания срока предоставления - в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса". Комиссией УФАС России установлено, что документация об электронном аукционе, не содержит сведений о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...". В связи с тем, что установленные Комиссией Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения в действиях заказчика носят неустранимый характер, при выявленных обстоятельствах, на основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ФинансСтрой" обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Поныровского района Курской области нарушившим требования пункта 1 части 1, частей 3, 6 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 4 и 5 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", пункта 2 приложения N 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к
товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
3. Выдать заказчику - Администрации Поныровского района Курской области предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N 247/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Копию решения по делу N 247/2015 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
6. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 октября 2015 г. N 247/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015