Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 ноября 2015 г. N 264с/15
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, Т.Н. Ролдугина,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Елецкая городская больница N2" - Худякова Е.М. (доверенность от 24.11.2015), Марченко Д.А. (доверенность от 24.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Клеомед-хирургические материалы" на положения документации об электронном аукционе на поставку шовного материала для нужд ГУЗ Елецкой городской больницы N2 у субъектов малого предпринимательства (реестровый номер 0346300071715000296) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 17.11.2015 поступила жалоба ООО "Клеомед-хирургические материалы" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "Клеомед-хирургические материалы", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своего представителя для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Клеомед-хирургические материалы" указано, что в п. 22-24 технического задания документации об электронном аукционе запрашивается материал, характеристикам которого соответствует исключительно материал одного производителя - ООО "Волоть". Также в документации заказчиком не установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией, что нарушает ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе. Более в того, в проекте контракта и в документации не содержится срока действия контракта, что лишает участников электронного аукциона предоставить обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии, соответствующей требованиям Закона, в части срока ее действия.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что в документации отсутствует наименование производителя закупаемых товаров. Вместе с тем, заказчик закупает готовый товар, но не требует его производить, что позволяет принять участие в закупке неограниченного количества поставщиков, а также производителей. По поводу отсутствия срока действия контракта представители считают, что данное условие не является существенным и не влияет на выбор способа обеспечения контракта. В пункте 11.6 документации установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом заказчика от 09.11.2015 N 280 принято решение о проведении электронного аукциона, и приказом от 10.01.2014 N 45 создана единая комиссия по осуществлению закупок.
Документация об электронном аукционе на поставку шовного материала для нужд ГУЗ Елецкой городской больницы N2 у субъектов малого предпринимательства и извещение N 0346300071715000296 размещены заказчиком на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Описание объекта закупки приведено в пункте 2.1 документации об электронном аукционе, в том числе по позициям 22-24, указанным в жалобе:
Нить с 1- й иглой |
Монофиламентный, не рассасывающийся шовный материал из e-PTFE (Политетрафторэтилена) Нить на 50% состоит из воздуха, благодаря пористой структуре доступна для прорастания тканями живого организма, инертна, обладает высокой тромборезистентностью, не содержит красителей. Нить не образует петлей, скручиваний, не сохраняет форму упаковки. Размер нити USP N 2/0, метрика 3 , длина нити 50 см, с 1-й иглой с круглым поперечным сечением тела иглы с четырехгранной формой острия находящегося на центральной оси тела иглы, длиной 28 мм +/- 1 мм, 1/4 окр. Игла из коррозионностойкого высокопрочного сплава cерии не ниже AISI 302, должна быть обработана силиконом, что способствует уменьшению трения между иглой и тканями, и облегчает проведение иглы через ткани. Соединение нити с атравматической иглой должно быть прочное . Игла блестящая, должны отсутствовать трещины, раковины, царапины и заусенцы. В двойной стерильной упаковке. Внешняя упаковка каждого блистера содержит прозрачную пленку для визуализации информации о продукте на внутренней стерильной упаковке, для контроля материала во время проведения операции, легко отслаивающимися лепестками для быстрого и безопасного вскрытия упаковки на операционном столе. Обязательно наличие инструкций в каждой упаковке с указанием области и способа применения, побочных реакций и противопоказаний, условий хранения и способов утилизации, зарегистрированных в Росздравнадзоре(для возможности подачи запроса на предмет определения достоверных сведений). Данная информация должна дублироваться штриховым или матричным кодом со всеми характеристиками хирургического шовного материала и данными производителя для предотвращения поставки фальсифицированной продукции и контроля за расходом нити в операционной. Срок годности не менее 5 лет. Остаточный срок годности не менее 70-80 %. |
Нить с 1- й иглой |
Нить хирургическая синтетическая, крученый, нерассасывающаяся, из полиамида в сополиамидной оболочке с добавлением доксициклина. Нить, содержит антибиотик доксициклин, обладает антимикробным действием и проявляет антимикробную активность в течение 7-14 суток. Длина нити не менее 150 см, толщина М 2 USP 3/0, кривизна иглы 3/8, треугольное сечение иглы, где третий режущий край располагается по внешней выпуклой кривизне иглы, плоская поверхность иглы располагается максимально близко к краям разреза, предотвращает прорезание ткани нитью. Геометрия поперечного сечения острия иглы уменьшает углы режущих поверхностей для лучшего проникновения и контроля, размер иглы 22 мм +/- 1 мм. Игла из коррозионностойкого высокопрочного сплава cерии не ниже AISI 302, должна быть обработана силиконом, что способствует уменьшению трения между иглой и тканями, и облегчает проведение иглы через ткани. Конструкция и материал иглы должны обеспечивать повышенную устойчивость к необратимой деформации (изгибу) 4,6 Н/cм, что предотвращает необходимость замены иглы. Соединение нити с атравматической иглой должно быть прочное . Игла блестящая, должны отсутствовать трещины, раковины, царапины и заусенцы. Индивидуальная стерильная упаковка из фольги должна защищать содержимое от влаги, обеспечивающая доступ к внутреннему вкладышу в одно движение. Внутренний вкладыш должен защищать нить и иглу от повреждения, обеспечивать прямолинейность нити после ее извлечения, минимизируя возникновения эффекта "памяти формы", должен содержать полную информацию о наименовании изделия, составе и параметрах нити, параметрах иглы для контроля за содержимым после извлечения из индивидуальной упаковки и размещения на стерильном столе. В упаковке 20 шт. |
Нить с 1- й иглой |
Хирургический шовный натуральный органический рассасывающаяся материал. Изготовленный из высококачественной органики животного происхождения. Обладает высокой реактогенностью. Нити через 8/12 суток теряют до 50% прочности. Полностью нити рассасываются в зависимости от диаметра и области применения по прошествии 35/120 суток.Длина нити не менее 150 см, толщина М 5 USP 1, Нить в петле (оба конца нити в игле) кривизна иглы 3/8, треугольное сечение иглы, где третий режущий край располагается по внешней выпуклой кривизне иглы, плоская поверхность иглы располагается максимально близко к краям разреза, предотвращает прорезание ткани нитью. Геометрия поперечного сечения острия иглы уменьшает углы режущих поверхностей для лучшего проникновения и контроля, размер иглы 47 мм +/- 1 мм. Игла из коррозионностойкого высокопрочного сплава cерии не ниже AISI 302, должна быть обработана силиконом, что способствует уменьшению трения между иглой и тканями, и облегчает проведение иглы через ткани. Конструкция и материал иглы должны обеспечивать повышенную устойчивость к необратимой деформации (изгибу) 4,6 Н/cм, что предотвращает необходимость замены иглы. Соединение нити с атравматической иглой должно быть прочное . Игла блестящая, должны отсутствовать трещины, раковины, царапины и заусенцы. Индивидуальная стерильная упаковка из фольги должна защищать содержимое от влаги, обеспечивающая доступ к внутреннему вкладышу в одно движение. Внутренний вкладыш должен защищать нить и иглу от повреждения, обеспечивать прямолинейность нити после ее извлечения, минимизируя возникновения эффекта "памяти формы", должен содержать полную информацию о наименовании изделия, составе и параметрах нити, параметрах иглы для контроля за содержимым после извлечения из индивидуальной упаковки и размещения на стерильном столе. В упаковке 20 шт. |
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из анализа данной нормы Закона следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
В соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу части 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с заключением договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
Предметом электронного аукциона является поставка шовного материала.
В связи с этим участником закупки могло выступить любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в позициях 22-24 п. 2.1 документации характеристиками, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя или иного участника электронного аукциона возможности приобрести требующийся к поставке товар. Вместе с тем, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в позициях 22-24 п. 2.1 документации об электронном аукционе требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества закупки.
Комиссия отмечает, что при установлении признаков нарушения Закона о контрактной систем имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к товару по позициям 22-24 п. 2.1 документации об электронном аукционе не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы о том, что в документации отсутствует требование к участникам о том, что они не являются офшорными компаниями, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным по следующим основаниям:
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Единые требования к участникам закупки установлены ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в числе которых пункт 10 "участник закупки не является офшорной компанией".
Комиссией установлено, что в пункте 11 документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией (пункт 11.6).
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки заказчиком не допущено.
Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России признает обоснованным довод жалобы о нарушениях со стороны заказчика при не установлении в документации (проекте контракта) срока действия контракта.
В силу ч. 3 ст. 96 закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из требований данной нормы следует, что в целях выдачи надлежащей банковской гарантии банковская организация должна располагать сведениями в сроке действия контракта. Более того, заказчик также рассматривая жалобу должен в обязательном порядке удостовериться, что срок представленной банковской гарантии более срока действия контракта, как минимум на месяц.
Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе, а также проект контракта не содержат срока действия контракта.
Частью 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает, что отсутствие в документации об электронном аукционе информации о сроке действия контракта свидетельствует о нарушениях при установлении требований к обеспечению исполнения контракта, что, в свою очередь, нарушает п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях единой комиссии установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной, которое заключается в следующем:
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.11.2015 на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, по итогам рассмотрения которых единая комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 1, 3, 4.
Так, участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 1 и 3, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине "согласно пп.1 п.4 ст.67-по непредоставлению информации, предусмотренной части 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации об аукционе N0346300071715000296, а именно в позиции N5, N6 участник указывает: "по прошествии 180-210 суток полностью рассасывается" - т.е. не указан конкретный показатель, что является нарушением части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе".
Как было установлено ранее, требования к закупаемым заказчиком шовным материалам установлены в 2.1 документации об электронном аукционе, в том числе по позициям 5 и 6 установлено следующее требование - через 30-45 суток (в зависимости от толщины) нити теряют до 40-60% прочностных свойств, по прошествии 180-210 суток полностью рассасываются.
В ходе анализа представленных заказчиком заявок установлено, что участники, подавшие заявки с порядковыми номерами 1 и 3, по позициям 5-6 указали "через 30-45 суток (в зависимости от толщины) нити теряют до 40-60% прочностных свойств, по прошествии 180-210 суток полностью рассасываются".
Комиссией установлено, что производители шовного материала время рассасывания нитей не указывают конкретно, а устанавливают определенный диапазон времени (например 180-210, 70-80 суток).
При таких обстоятельствах, в документации установлено значение показателя (период рассасывания нити), которое не имеет конкретного значения. Таким образом, участники также указали в своих заявках значение, определенное диапазоном времени, и при поставке товара в документации на него (регистрационное удостоверение, сертификат соответствия и т.д.) также будет указано рассмотренное значение в диапазоне времени. При рассмотрении жалобы заказчиком не было представлено доказательств того, что шовный материал, закупаемый заказчиком по позициям N 5-6, имеет во всяком случае точное количество суток полного рассасывания нитей.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что инструкция по заполнению заявки не устанавливает обязанности по указанию рассмотренного показателя в виде конкретного значения.
В силу с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 указанной статьи установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 1 и 3, у единой комиссии не было. Таким образом, единая комиссия допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Клеомед-хирургические материалы" на положения документации об электронном аукционе на поставку шовного материала для нужд ГУЗ Елецкой городской больницы N2 у субъектов малого предпринимательства (реестровый номер 0346300071715000296) обоснованной в части нарушения заказчиком п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Установить нарушения п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в действиях заказчика и нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ А.В. Хохольских
____________ Т.Н. Ролдугина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 ноября 2015 г. N 264с/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015