Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 ноября 2015 г. N 6314/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Жуковой Анны Геннадьевны (доверенность N 30 от 29.06.2015), Клименковой Александры Андреевны (доверенность N 43 от 10.11.2015), Павлюковой Натальи Игоревны (доверенность N 21 от 09.01.2014);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" - заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своих представителей (вх. N 9385 от 11.11.2015 Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (454081, г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, д. 61, кв. 181; далее - ООО "Фортуна") на действия государственного заказчика - Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации, Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение N 0250100000315000180 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.10.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
05.11.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Фортуна" на действия государственного заказчика - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение N 0250100000315000180 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.10.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
16.10.2015 на официальном сайте было размещено извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами (начальная (максимальная) цена - 5 988 550, 00 рублей).
В Приложении N 1 к Государственному контракту "Техническое задание" Заказчик устанавливает следующие требования к техническим характеристикам поставляемого товара:
- Цифровые программируемые слуховые аппараты заушные средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные средней мощности должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,85 кГц;
- Аппарат слуховой цифровой триммерный программируемый воздушного звукопроведения заушного типа средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные слабой мощности должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 7,0 кГц;
- Аппарат слуховой цифровой триммерный программируемый воздушного звукопроведения заушного типа большой мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные мощные должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,3 кГц;
- Аппарат слуховой цифровой программируемый воздушного звукопроведения заушного типа сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные сверхмощные должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,0 кГц.
ООО "Фортуна" считает, что установленные Заказчиком характеристики приводят к невозможности предложить слуховые аппараты, удовлетворяющие требованиям Документации об электронном аукционе по показателю "диапазон частот".
Податель Жалобы полагает, что техническая характеристика "диапазон частот" не может удовлетворять одновременно, в частности, таким условиям, как "не более 0,1" и "не менее 6, 85 кГц".
Кроме того, в позиции "Цифровые программируемые слуховые аппараты заушные средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления" установлено требование к максимальному выходному уровню звукового давления при входящем уровне звукового давления 90 - не более 118 дБ.
По мнению ООО "Фортуна" сформированная вышеуказанным образом документация об аукционе позволяет поставщикам предложить товар исключительно со сниженными характеристиками и исключает возможность поставки товара с лучшими показателями выходного уровня звукового давления 90.
В ходатайстве о рассмотрении Жалобы без участия заявителя ООО "Фортуна" поддержало ее доводы в полном объеме.
Государственный заказчик - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. N 05-15/29639 от 11.11.2015 Новгородского УФАС России), которые сводятся к следующему.
В части III документации об электронном аукционе "Техническое задание" (далее - Техническое задание) определены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара. Технические характеристики слуховых аппаратов приводятся в соответствии со стандартом IEC 118-7 2сс (измерения для 2-х кубовой камеры).
По характеристике "Диапазон частот" устанавливается требование к границам диапазона со следующими показателями:
- "не более" - нижняя (низкочастотная) граница;
- "не менее" - верхняя (высокочастотная) граница.
Таким образом, установленный Заказчиком диапазон значений характеристики "Диапазон частот" позволяет поставщикам предложить любые слуховые аппараты, удовлетворяющие требованиям документации об электронном аукционе.
Различия по мощности слуховых аппаратов обусловлены требованиями по компенсации потери слуха различных степеней и слуховые аппараты с меньшей или большей мощностью (выходного уровня звукового давления 90) не означают снижение требований к характеристикам, объективно необходимым для разных потерь звука.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В октябре-ноябре 2015 года государственным заказчиком - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.
Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена заместителем управляющего ГУ - НРО ФСС Российской Федерации С.В. Михайловой 16.10.2015.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товаров, указанных в части II Документации "Информационная карта" (далее - Информационная карта).
Согласно пункту 1 Информационной карты предметом контракта является оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2.2 Документации установлено, что функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики определены в Техническом задании.
В то же время аналогичные показатели характеристик содержатся в Приложении N 1 к Государственному контракту "Техническое задание".
В Техническом задании также установлено, что технические характеристики к слуховым аппаратам приводятся в соответствии со стандартом IEC 118-7 2сс (измерения 2-х кубовой камеры) и указаны в технических требованиях каждого аппарата.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенное, Техническое задание устанавливает требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе:
- Цифровые программируемые слуховые аппараты заушные средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные средней мощности должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,85 кГц; Максимальный выходной уровень звукового давления при входящем уровне звукового давления 90 - не более 118 дБ;
- Аппарат слуховой цифровой триммерный программируемый воздушного звукопроведения заушного типа средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные слабой мощности должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 7,0 кГц;
- Аппарат слуховой цифровой триммерный программируемый воздушного звукопроведения заушного типа большой мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные мощные должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,3 кГц;
- Аппарат слуховой цифровой программируемый воздушного звукопроведения заушного типа сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления: Слуховые аппараты заушные сверхмощные должны иметь диапазон частот не более 0,1 - не менее 6,0 кГц.
На рассмотрении Жалобы представители Заказчика обратили внимание, что требования к слуховым аппаратам, в том числе по максимальному выходному уровню звукового давления при входящем уровне звукового давления 90, установлены также в соответствии с ГОСТ 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные".
Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о наличии в Техническом задании установленных государственным заказчиком минимальных и максимальных значений показателей характеристик слуховых аппаратов в виде диапазонов допустимых значений с указанием нижних и верхних границ, разделенных знаком "-".
Установление в Документации технических и качественных характеристик вышеуказанным образом позволяет участнику закупки предложить любой товар (слуховые аппараты), который данный участник способен поставить и соответствующий Техническому заданию.
Довод подателя Жалобы о невозможности поставить товар с указанными заказчиком характеристиками опровергается тем обстоятельством, что на участие в аукционе подано 2 заявки, в которых участники закупки предложили к поставке конкретные товары, соответствующие требованиям к диапазонам значений частот, указанных в Техническом задании. Доказательств того, что установленные в Техническом задании характеристики закупаемых слуховых аппаратов не соответствуют потребностям заказчика и направлены на ограничение количества участников закупки, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила) следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
В соответствии с Информационной картой, начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 988 550,00 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14, поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчики должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, согласно вышеуказанному письму ФАС России, в Проект контракта должны включаться размеры штрафов в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 5.3 раздела IV Документации "Проект контракта" (далее - Проект контракта) в случае нарушения Исполнителем условий о качественном оказании услуг, Исполнитель обязан после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 5 процентов цены контракта.
Согласно пункту 5.8 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа в размере 2,5 процента цены контракта.
Следовательно, заказчиком в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и Правил не установлены надлежащие размеры штрафов, предусмотренные Правилами, поскольку заказчиком не предусмотрена возможность изменения величины штрафа для поставщика в зависимости от ценового предложения участника закупки в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта ниже 3 млн. рублей, и указан завышенный размер штрафа для заказчика, так как лучшее предложение по цене контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, составляет более 3 млн. рублей.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта, заключаемого по итогам закупки, ответственности сторон в виде штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Вышеуказанные нарушения, установленные в действиях государственного заказчика - ГУ - НРО ФСС Российской Федерации, могут существенно повлиять на результаты рассматриваемой закупки, привести к заключению контракта с нарушением Правил, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 33, 34, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (454081, г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, д. 61, кв. 181) на действия государственного заказчика - Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение N 0250100000315000180 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.10.2015, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации нарушения частей 4, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Раскоснов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 ноября 2015 г. N 6314/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2015