Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Инвест-групп" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений на территории г. Краснокамска Пермского края путём участия в долевом строительстве многоквартирного(ых)дома(ов) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0356300241215000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300241215000002, Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений на территории г. Краснокамска Пермского края путём участия в долевом строительстве многоквартирного(ых)дома(ов) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В пп. 4 п. 1 Раздела 15 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель аукциона размещает в ЕИС:
- проект контракта, подписанный лицом, имеющим право заключать контракт и действовать от имени победителя такого аукциона,
- документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанный электронной подписью указанного лица, в размере, установленном пунктом 1 раздела 17 Информационной карты настоящей документации.
В случае если цена контракта снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение контракта предоставляется с учетом положений статьи 37 Закона о закупках и пунктов 1.2 раздела 17 Информационной карты настоящей документации,
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и результатов инженерных изысканий
или
- протокол разногласий, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
Заявитель полагает, что обозначенное выше требование не соответствует требованиям Закона о закупках, а именно, ограничивает количество участников закупки, поскольку согласно Градостроительному кодексу РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ, существует перечень объектов прохождение экспертизы проектной документации на строительство которых не является обязательным.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что установленное Заказчиком в аукционной документации указанное выше требование не противоречит требованиям действующего законодательства на основании следующего.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 19 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", средства Фонда перечисляются в бюджет субъекта Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, в местный бюджет и используются субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в соответствии с договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации. Типовые условия договора, заключаемого между Фондом и субъектом Российской Федерации, в том числе в части ответственности сторон, определяются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
На основании приведенной нормы закона между Пермским краем и Государственной корпорацией - Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) заключен Договор от 24.07.2008 г. N48-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и(или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
28.05.2015 г. между Пермским краем и Фондом ЖКХ подписано дополнительное соглашение N19.
В п. 2.3.21 дополнительного соглашения предусмотрено заключение договоров на приобретение жилых помещений в домах, государственных контрактов на строительство домов лишь при условии, что в отношении проектной документации указанных домов имеется положительное заключение экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным), а также предусмотрена обязанность обеспечивать соблюдение указанного условия муниципальными образованиями при заключении ими договоров на приобретение жилых помещений в домах или муниципальных контрактов на строительство домов.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика отметила, что в случае невыполнения условий указанного договора предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ будет приостановлено.
Изложенное подтверждается ответом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (исх. NСЭД-35-04-08-413 от 14.10.2015 г., вх. N016126-15 от 19.10.2015 г.) на запрос Пермского УФАС России (исх. N12670-15 от 08.10.2015 г.).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, само по себе условие о наличии заключения экспертизы проектной документации не противоречит требованиям действующего законодательства.
Более того, данное требование может быть включено в аукционную документацию в рамках описания объекта закупки, во исполнение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Таким образом, Законом о закупках не предусмотрена возможность устанавливать требование о представлении иных документов при заключении контракта, за исключением документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, в связи с чем, Заказчик, установив требование о предоставлении, участником закупки положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и результатов инженерных изысканий на стадии заключения контракта, нарушил ч. 3 ст. 70 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.10.2015 г., на участие в закупке не поступило ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инвест-групп" на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений на территории г. Краснокамска Пермского края путём участия в долевом строительстве многоквартирного(ых)дома(ов) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0356300241215000002) обоснованной в части установления требования о представлении заключения экспертизы проектной документации при заключении контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 70 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015