Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" (далее - Заявитель) на действия Администрации Соликамского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на строительство межпоселкового газопровода Соликамск-Чертёж" (I этап, II очередь строительства) (извещение N 0156300057015000037),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300057015000037 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на строительство межпоселкового газопровода Соликамск-Чертёж" (I этап, II очередь строительства).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч.4 ст. 64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о закупках, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем в проекте контракта по рассматриваемой условие предусмотренное вышеизложенной статьей Закона о закупках отсутствует, в связи с чем Заказчиком нарушена ч.2 ст.34 Закона о закупках.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В ч.5 ст.34 Закона о закупках установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа и начисления неустойки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063 (далее - Правила).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 206 881,00 руб. в соответствии с пп. б п.4 Правил, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно п.6 Правил, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в проекте контракта Заказчиком предусмотрены условия об ответственности Заказчика и подрядчика, а именно в разделе 7 проекта контракта. Размеры штрафа и порядок начисления неустойки установлен в соответствии с Законом о закупках и Постановлением Правительства Российской Федерации N1063, на которое также в проекте контракта Заказчик напрямую ссылается.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Порядок оплаты четко прописан Заказчиком в п.3.10 проекта контракта, в том числе:
1.1. "Порядок оплаты.
Авансирование по настоящему договору не предусмотрено.
По согласованию с заказчиком возможна оплата промежуточно принятых работ. Оплата за промежуточно принятые работы осуществляется за фактически выполненные работы, в течение 10 (десяти) банковских дней со дня получения подписанных уполномоченными представителями сторон промежуточных актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счета, счета-фактуры оформленных в соответствии с действующим законодательством".
Кроме того, в п.3.11 проекта контракта установлено, что обязательства Заказчика по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета Заказчика.
Довод заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено условие в п.3.11 не может быть удовлетворен Комиссией, поскольку в требованиях законодательства, в том числе в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе о закупках нет прямого указания на то, в какой момент денежное обязательство считается исполненным.
Довод заявителя относительно того, что Заказчиком в проект контракта неправомерно не включена информация о промежуточной оплате услуг, отклоняется по аналогичному основанию. Кроме того, Заказчиком четко определен порядок оплаты промежуточных работ.
В ч.1 ст.2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ, Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с ч.2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу ч.1 ст.766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, из приведенных выше положений ГК РФ следует, что подрядчик может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в контракте действий. При этом Заказчик обязан оплатить выполненные работы в сроки и в порядке, которые указаны в контракте, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок оплаты Заказчиком выполненных работ.
Комиссия отмечает, что срок действия контракта не тождественен сроку окончания выполнения работ по контракту. Срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, который включает в себя сроки исполнения обязательств обеими сторонами по контракту.
В п.4.1 проекта контракта Заказчиком установлено, что сроки выполнения работ по договору: со дня заключения договора по 20.12.2015 г.
Сроки оплаты работ Заказчиком установлены в п.3.10 проекта контракта, а именно: "Окончательный расчет производится за фактически выполненные работы, после полного завершения всех работ по настоящему договору и предоставления полного пакета исполнительной документации, в течение 30 (тридцати) дней со дня подписанных уполномоченными представителями сторон актов приемки выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), счета, счета-фактуры оформленных в соответствии с действующим законодательством".
Таким образом, Заказчиком установлены сроки исполнения сторонами обязательств, в связи с чем не составляет сложности установить срок действия контракта.
Требования к информации, которая обязательно должна быть указана в контракте установлены в ч.34 Закона о закупках. Данная статья, равно как и Закон о закупках в целом не содержит требований к установлению срока действия контракта. Таким образом, довод Заявителя основан на субъективном предположении и не является мотивированным и основанным на положениях Закона о закупках.
Исходя из совокупности изложенного, нарушения требований Закона о закупках в данных спорных пунктах отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия Администрации Соликамского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на строительство межпоселкового газопровода Соликамск-Чертёж" (I этап, II очередь строительства) (извещение N 0156300057015000037) обоснованной в части довода, изложенного в п.1 жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч.2 ст.34 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2015