Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ДЕСПИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пожвинская участковая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (изв.N 0356300205015000018),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300205015000018 Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на поставку лекарственных средств.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
Требования к поставляемому товару установлены Заказчиком в главе V "Техническое задание".
При этом, Комиссия отмечает, что как следует из смысла положений Закона о закупках, Заказчик устанавливает требования к товару исходя из собственных потребностей.
В том числе Заказчиком установлены требования к лекарственным препаратам с международными непатентованными наименованиями: "Гидроксиэтилкрахмал" (п.14 технического задания) с требованиями: "раствор для инфузий 6% 250 мл, флаконы (1) - пачки картонные"; "Дротаверин" (п.19 технического задания) и установлены требования: "раствор для инъекций 20 мг/мл, 2 мл - ампулы темного стекла (10)".
По мнению Заявителя установленные Заказчиком требования значительно ограничивают количество участников закупки. Вместе с тем, исходя из сведений, содержащихся в ГРЛС, установленным требованиям Заказчика соответствуют препараты как минимум двух производителей. (Например: "Хаес-стерил" (Германия), "Рефортан ГЭК 6%" (Россия) для лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Гидроксиэтилкрахмал").
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае Заказчиком не нарушены требования Закона о закупках. Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
В п. 17 технического задания Заказчиком установлены требования к лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Декстроза", а именно: раствор для инфузий 5%, 250 мл -Полимерный контейнер 2- хпортовый: 1 порт-для подключения системы, 2порт с пробкой из латекса или резины для введения лекарственных средств . Вторичная упаковка." В п.32 установлены требования к препарату с МНН "Натрия хлорид": "Раствор для инфузий 0,9%-500 мл - контейнеры полимерные для в/венного вливания,(2порта):1-й порт для подключения системы, 2-й порт с пробкой из латекса или резины для введения лекарственных средств. Вторичная упаковка".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в ГРЛС отсутствуют зарегистрированные лекарственные препараты, соответствующие поименованным требованиям, в следствие чего, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, в ряде пунктов технического задания Заказчиком установлены требования к лекарственным препаратам, которым соответствуют препараты только одного производителя, в связи с чем Заказчиком ограничен круг возможных участников закупки. В частности таким требования установлены к препарату с МНН " Желатин" (п.20 технического задания), а именно: "раствор для инфузий 4% 500 мл, бутылки полиэтиленовые (1)". Аналогично для п.п. 8 и 22 технического задания.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Представитель Заказчика признала факт выявленных нарушений, более того, согласно информации с официального сайта закупок 12.10.2015 г. Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, в результате чего упомянутые нарушения были устранены.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией также установлено следующее.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В ч.4 ст.65 Закона о закупках установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, исходя из совокупности установленных требований, срок подачи запроса на предоставление разъяснений положений аукционной документации участникам закупки должен заканчиваться за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно п.1 раздела 10 аукционной документации дата окончания срока подачи заявок: " 8 " октября 2015 г., время "10:00"(время местное). В соответствии с п.1 раздела 7 аукционной документации срок подачи запроса о предоставлении разъяснений - в любое время с момента размещения извещения о его проведении по "6" октября 2015 г.
05.10.2015 г. в адрес Заказчика поступил запрос на предоставление разъяснений положений аукционной документации. Ответ на данный запрос не размещен Заказчиком на официальном сайте закупок. Поскольку запрос был направленного Законом о закупках срока, положения Закона о закупках в данном случае нарушены Заказчиком не были.
Вместе с тем, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений аукционной документации не установлены Заказчиком в аукционной документации, в связи с чем Заказчиком нарушены требования п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЕСПИ" на действия ГБУЗ ПК "Пожвинская участковая больница" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (изв.N 0356300205015000018) обоснованной в части установления требований к лекарственным средствам в п.п. 8 , 17, 20, 22, 32 с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пожвинская участковая больница" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пожвинская участковая больница" нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. Предписание не выдавать, поскольку 12.10.2015 г. Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, в результате чего нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках было устранено, а также поскольку нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015