Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "КГБ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0156200009915000320 на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов хирургического, главного корпуса и текущий ремонт кровли терапевтического и хирургических корпусов для нужд ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница",
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000320 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов хирургического, главного корпуса и текущий ремонт кровли терапевтического и хирургических корпусов для нужд ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит подлежащими требования Заявителя в части.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В аукционной документации имеется инструкция по заполнению заявки (Раздел 8), согласно которой:
При описании товара, используемого при выполнении работы, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п.1 Главы V "Техническое задание" показателей товаров, с учетом положений Главы I настоящей документации (конкретные показатели).Наименование показателя(ей) указывается без изменений. Единицы измерения, в том числе их части, указываются значением, установленным в документации без изменений. 8.1. Показатели товаров, для которых значения должны быть указаны конкретной величиной: 8.1.1. Если при описании показателей Заказчик использует такие слова как: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до", знак "": участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно. Если Заказчиком установлено только минимальное значение - то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение - то не более максимального.8.1.2. Если при описании показателей Заказчик использовал такие слова как: "более", "менее", "выше", "ниже": участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки. Если Заказчиком установлено только минимальное значение - то более минимального, а если установлено только максимальное значение - то менее максимального. 8.1.3. Показатели товаров, в отношении которых установлены условия выбора показателей товаров (например, группа I-III), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара. 8.1.4. Показатели, значения которых заданы перечислением (через запятую, союз "и"), должны быть отражены в заявке в полном объеме. 8.1.5. Показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использовано слово "или", должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара. 8.2. Показатели товаров, для которых значения должны быть указаны диапазоном величин: 8.2.1. Показатели товаров, в отношении которых установлены значения в диапазоне (например: Температура нанесения от +10 °С до +80 °С,) и(или) используется слово "диапазон"в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением, установленным Заказчиком. 8.3. Показатели товаров, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (например: Марка БН-90/10 и БН-70/30, Основа Бутил-каучук, Цвет пленки грунтовки Красно-коричневый, цвет не темнее раствора 0,003 г К2Cr2О7 в 1 дм3 воды, норма подвижности по погружению конуса св. 4 до 8 см.) в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением(ями), установленными документацией.8.4. В иных случаях, при указании конкретных показателей товаров, использование слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", "или", знак тире и т.п. не допускается. В значениях показателей знак "()" указывается обозначением(ями), установленными документацией, без изменений. 8.5. Использование знака "/" в обозначениях единиц измерения (г/см3.) указывается обозначением(ями), установленными документацией, без изменений. В иных случаях "/" расценивается, как союз "или".
Указанные в настоящей документации и (или) приложениях к ней товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патент (при наличии), полезная модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара читать в сочетании со словами "или эквивалент".
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Главе 5 "Техническое задание" к документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели товаров в соответствии со своими потребностями, отмечает, что формулировки технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, что в данном случае не прослеживается.
Так, в п. 1 Технического задания установлено следующее требование:
Битумы нефтяные строительные |
марка |
БН-90/10 и БН-70/30 |
Глубина проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм |
от 5 до 40 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару |
от 70 до 105 °C |
|
Растяжимость при 25 °C |
не менее 1,0 |
|
Растворимость |
не менее 99,5 % |
|
Изменение массы после прогрева |
не более 0,5 % |
|
Температура вспышки |
не ниже 240 °C |
|
Массовая доля воды |
следы |
Согласно ГОСТ 6617-76 глубина проникания иглы битума марки БН-90/10 составляет 5-20 мм, глубина проникания иглы битума марки БН-70/30 - 21-40 мм., температура размягчения по кольцу и шару для марки БН- 90/10 - 90-105, для марки БН-70/30 - 70-80.
Исходя из требований, обозначенных в документации о закупке, участнику следует применять при выполнении работ обе марки битума, однако, исходя из того, каким образом установлены значения данных показателей, указать при этом, одно - конкретное значение глубины проникания иглы и температуры размягчения по кольцу и шару, которое будет соответствовать как марке БН-90/10, так и марке БН-70/30. Вместе с тем, указав, например, глубину проникания иглы 5 мм, она будет соответствовать марке БН-90/10, но не будет соответствовать марке БН-70/30.
В инструкции по заполнению заявки не содержится указания на то, каким образом участнику следует указывать показатели при установлении требований к двум видам (маркам) товаров.
В п. 2 Технического задания установлено следующее требование:
Гвозди толевые круглые |
Диаметр стержня |
2,5 или 3 мм |
Длина гвоздя |
не более 40 мм |
|
Диаметр головки |
не менее 6,25 мм |
|
Масса 1000 гвоздей |
не более 2,230 кг |
|
Сечение заостренной части гвоздя |
круглое |
|
Угол заострения по граням |
не более 40° |
|
Отклонение от круглости головок |
не более 1,1 мм |
|
Толщина головки |
не менее 0,625 мм |
Представитель Уполномоченного органа пояснила, что толщина головки определяется исходя из чертежа, содержащегося в ГОСТ 4029-63, h - толщина головки, d- диаметр стержня. Согласно чертежу h мин. = 0,25 d. В документации установлено требование к диаметру стержня 2,5 или 3 мм, таким образом и было вычислено значение толщины головки не менее 0,625 мм (0,25*2,5 =0,625). При этом Уполномоченный орган полагает, что "h" - это толщина головки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно ГОСТ 2.321-84 ЕСКД Обозначения буквенные, "H", "h" означает высоту, глубину, толщина обозначатся буквой "s". В указанных же в документации ГОСТ отсутствует какой либо способ определения высоты головки гвоздя.
Установленное таким образом требование нельзя признать соответствующим правилам описания объекта закупки, содержащимся в Законе о закупках.
Более того, анализ установленных требований позволяет сделать вывод о том, что требования, сформулированные в Техническом задании, с учетом инструкции, вводят или могут ввести участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Вместе с тем, довод Заявителя о том, что исходя из формулировки температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр) - 35 - 42 °C, не ясно, является ли показатель диапазонным, либо необходимо указать конкретное значение температуры, отклоняется как несостоятельный, поскольку в данном случае с учетом п.8.2.1 инструкции по заполнению заявки очевидно, что необходимо указать конкретное значение.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КГБ" на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона N 0156200009915000320 на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов хирургического, главного корпуса и текущий ремонт кровли терапевтического и хирургических корпусов для нужд ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки (за исключением показателя температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр).
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Единой комиссии, ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ", Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015