Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Общественной организации "Ассоциация работников санаторно-курортных учреждений Пермского края" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих беременных женщин групп риска непосредственно после стационарного лечения в условиях санатория (отделения) (извещение N 0156200009915000328),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000328 Уполномоченным органом, Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих беременных женщин групп риска непосредственно после стационарного лечения в условиях санатория (отделения).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, что требования, установленные в конкурсной документации (в части наличия в лицензии видов медицинской деятельности, в части установления критерия оценки - предельная удаленность места, в котором участник закупки предполагает оказывать услуги от г.Перми 100 км) не соответствуют действующему законодательству, ведут к ограничению количества участников закупки. От довода о том, что требование о предоставлении в составе заявки копий трудовых книжек работников в качестве подтверждения квалификации участника закупки податель жалобы отказался.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит подлежащими удовлетворению требования Заявителя в части.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемой услуге.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках).
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках).
Согласно требованиям конкурсной документации (п.2 Раздела 7) в составе заявки необходимо предоставить Копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: 2.1.1. В соответствии с п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2014 г. N99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" - Копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам услуг: при оказании санаторно-курортной медицинской помощи по видам работ (услуг): - акушерству и гинекологии; - диетологии;-кардиологии; - клинической лабораторной диагностике; -лечебной физкультуре и спортивной медицине; - терапии; -ультразвуковой диагностике; -физиотерапии; - функциональной диагностике. (для лицензий, выданных до вступления в силу постановления Правительства от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")
или
- Копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам услуг:
при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении по видам работ (услуг):
- акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий); - диетологии; -кардиологии; - клинической лабораторной диагностике; -лечебной физкультуре и спортивной медицине; - терапии; -ультразвуковой диагностике; -физиотерапии;- функциональной диагностике. (для лицензий, выданных после вступления в силу постановления Правительства от 16 апреля 2012 г.
N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Заявитель указывает на то, что Заказчик, Уполномоченный орган в конкурсной документации установили требования о наличии в спорной лицензии видов услуг, которые не поименованы в Инструкцию по организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях - профилакториях, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.05.2007 г. (далее - Инструкция), а именно, кардиология, клинической лабораторная диагностика, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, и, как следствие, нарушили требования действующего законодательства.
В поименованном выше приказе указано, что в санаториях и профилакториях дополнительно должны быть предусмотрены кабинеты врача акушера - гинеколога, смотровой, психотерпапии и др., а также должно быть организовано рациональное и лечебное питание, организована дородовая физическая и медико-психологическая подготовка.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (в ред. 15.04.2013). (далее - Постановление N 291). В соответствии с пунктом 3 Постановления N 291 медицинскую деятельность составляют работы, в т.ч. при санаторно-курортном лечении.
Конкретный перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской деятельности, в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи) и т.п., предусмотрен в утвержденных приказом Министерства здравоохранения от 11.03.2013 N 121н "Требованиях к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях".
Представитель Заказчика пояснила, что перечень видов услуг был сформирован на основании потребности Заказчика, что предусмотрено Законом о закупках. При этом представитель Заказчика пояснила, что в рамках данной закупки необходимо осуществить не оздоровление , а долечивание женщин.
Комиссией установлено, что виды услуг, на оказание которых требуется лицензия, установлены Заказчиком в пределах Перечня.
В Техническом задании имеется указание на то, что оказание услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения работающих беременных женщин группы риска должно осуществляться в соответствии с Инструкцией.
Комиссия отмечает, что наличие ссылки на данный документ не означает, что услуги должны быть оказаны только в пределах, регламентируемым Инструкцией, поскольку исходя из перечня услуг, поименованных в Техническом задании, очевидно, что услуги должны быть оказаны в большем объеме, чем предусмотрено Инструкцией.
Не оспаривая необходимость установления требований к услугам в соответствии со своими потребностями, Комиссия отмечает, что данные требования не должны приводить к ограничению количества потенциальных участников закупок, чего в данном случае не прослеживается.
Так, анализ представленных сторонами документов показал, что требованиям, обозначенным в конкурсной документации, соответствует только один участник - ЗАО "Курорт Усть-Качка" и только этот участник может оказать все услуги, содержащиеся в Техническом задании, и исполнить контракт. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что согласно протоколу вскрытия конвертов от 16.10.2015 г. на участие в закупке была подана одна заявка ЗАО "Курорт Усть-Качка".
Довод Заявителя о том, что наличие в документации требования о том, что в лицензии должен быть указан вид услуг - лечебная физкультура и спортивная медицина, не позволяет принять участие в закупке санаторию "Ключи", который по всем иным критериям соответствует требованиям конкурсной документации, но имеет в лицензии вид медицинской деятельности - лечебная физкультура, не был опровергнут представителем Заказчика, которая, в свою очередь пояснила, что в дальнейшем при разработке конкурсной документации требование будет изменено - лечебная физкультура или спортивная медицина.
При таких обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено положение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Довод подателя жалобы о том, что установленное в документации положение о предельной удаленности места, в котором участник закупки предполагает оказывать услуги от г.Перми - 100 км) не соответствует Инструкции, согласно которой, это расстояние оставляет 30 км., нарушает требования Закона о закупках, отклоняется Комиссией, поскольку предельная удаленность места являясь подкритерием критерия "Квалификация участника закупки", является предметом оценки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общественной организации "Ассоциация работников санаторно-курортных учреждений Пермского края" на действия Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих беременных женщин групп риска непосредственно после стационарного лечения в условиях санатория (отделения) (извещение N 0156200009915000328) обоснованной в части установления требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
2. Признать в действиях Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений, допущенных Министерством здравоохранения Пермского края, Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, выдать предписание Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Конкурсной комиссии.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Министерства здравоохранения Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015