Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ФПК "Щербаков и партнеры" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку молочных продуктов детского питания для нужд ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" в 4 квартале 2015 года (извещение 0356300218215000111),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300218215000111 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку молочных продуктов детского питания для нужд ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" в 4 квартале 2015 года.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
24.09.2015 г. Пермским УФАС Росси была рассмотрена жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данной закупки.
Жалоба была признана обоснованной в части. В действиях Заказчика были выявлены нарушения требований Закона о закупках, выразившиеся в следующем.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка смесей и каш для детского питания.
Так, в частности, в Техническом задании установлены следующие требования: п.2 - гипоаллергенная питательная смесь для вскармливания детей от 0 до 6 месяцев, упаковка герметичная весом не менее 400 гр., энергетическая ценность - не менее 277 кдж, осмоляльность: не более 150 мОсм/кг., белки - не менее 1,2 гр., жиры - не менее 3, 2 гр. и т.д.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Комиссия, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, установила, что характеристикам, поименованным в п.2 Технического задания, соответствует исключительно смесь Симилак 1 ГА, "Эббот Лэбораториз С.А.", Испания.
Кроме того, Комиссия отметила следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Решение Комиссии Таможенного Союза) и Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88). Указанный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции (ст.3 Закона N 88).
Согласно ч.5 ст. ст.14 Закона N 88, под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с ч.8 ст.14 поименованного Закона, под продуктами детского питания моментального приготовления для детей раннего возраста понимаются сухие продукты детского питания для детей раннего возраста, восстанавливаемые до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой, молоком, адаптированной молочной смесью или соком, температура которых не должна быть ниже 30 градусов Цельсия. Не допускается применение понятия "инстантный продукт".
Из норм Закона о закупках следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Законе N 88-ФЗ, так как Закон N 88 устанавливает допустимый минимальный и максимальный уровень, например, белка, при этом указано, что состав молочной смеси должен быть приближен к составу женского молока.
Однако, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что нормированные показатели, установленные Заказчиком, например, белок, сужены, поскольку в соответствии с Приложением 13 к Закону N 88, допустимый нормируемый уровень белка в адаптированных молочных смесях составляет 1,2-1,7 гр., но они входят в пределы, установленные Законом N 88. Аналогично по всем нормируемым показателям.
Как указано выше, Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках).
Вместе с тем, какое-либо обоснование в составе аукционной документации отсутствовало.
В действиях Заказчика в данной части было выявлено нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 8 ст. 106 Закона о закупках, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Согласно ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.23 ст.99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
На основании решения по жалобе Заявителя от 24.09.2015 г. Комиссией Пермского УФАС было выдано предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о закупках. Согласно упомянутому предписанию, в целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных Заказчиком, в частности, Заказчику надлежало совершить следующие действия: п.3 предписания - ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" внести изменения в документацию об электронном аукционе на поставку молочных продуктов детского питания для нужд ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" в 4 квартале 2015 года (извещение 0356300218215000111) с учетом решения Комиссии от 24.09.2015 г. по жалобе ООО "ФПК "Щербаков и партнеры" и требований законодательства Российской Федерации о закупках, вернуть заявки участникам электронного аукциона, п.4 предписания - ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.5 предписания - ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" разместить на электронной площадке информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, п.7 предписания - в срок до 14.10.2015 г. ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" исполнить пункты 1 - 6 настоящего предписания соответственно, п.8 предписания - в срок до 19.10.2015 г ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.
То есть предписание содержало указания на конкретные действия, которое было необходимо совершить Заказчику.
02.10.2015 г. в адрес Пермского УФАС России поступили документы (вх. N 015116-15) об исполнении выданного предписания.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что предписание, выданное Пермским УФАС России 24.09.2015 г., исполнено Заказчиком частично.
Так, 30.09..2015 г. в документацию внесены изменения в части обоснования использования нестандартных показателей, однако, характеристикам, обозначенным в п.2 Технического задания, соответствует лишь смесь Симилак 1 ГА, "Эббот Лэбораториз С.А." Испания. Доказательств обратного не представлено. Довод Заявителя о том, что смесь "Нан" не соответствует заявленным характеристикам, в частности, по осмоляльности, представителем Заказчика не опровергнут.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Более того, Заказчиком допущено нарушение ч.22 ст.99 Закона о закупках, в части исполнения предписания контролирующего органа в части, тогда как исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.107 Закона о закупках, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в данном случае Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.105 Закона о закупках, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч.1 ст.61 Закона о закупках, для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Представитель Заявителя в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что у Общества не имеется электронно-цифровой подписи, непосредственно Общество участие в закупках не принимает, если подаются заявки, то они подаются от других организаций. Доказательств аккредитации ООО "ФПК "Щербаков и партнеры" на электронной площадке не представлено
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что подача жалобы в контролирующий орган не преследует цели восстановить права и законные интересы Общества, которое, в принципе не может принимать участие в электронных аукционах, тогда как в ч.1 ст.105 Закона о закупках четко обозначено, что жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены.
Кроме того, факт подачи жалобы посредством почтовой связи за день до окончания срока подачи заявок, по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствия намерения принять участие в закупке, тогда как согласно протоколу подведения итогов закупки, заявки трех участников признаны соответствующими требованиям аукционной документации, снижение цены составило 32 %, в настоящее время определен победитель.
С учетом изложенного выше, с учетом необходимости обеспечения детей молочными продуктами, с учетом правового статуса Заявителя, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФПК "Щербаков и партнеры" на действия ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку молочных продуктов детского питания для нужд ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" в 4 квартале 2015 года (извещение 0356300218215000111) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.22 ст.99 Закона о закупках.
4. Предписания не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки и не нарушили права и законные интересы подателя жалобы.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "Красновишерская ЦРБ" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015