Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 ноября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НПК Пожхимзащита" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку газодымозащитного комплекта для нужд Государственного казенного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (извещение N 0356200009915000063),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200009915000063 Заказчиком проводилась закупка на поставку газодымозащитного комплекта.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены в документации о закупке.
Заявитель указывает, что требованиям, обозначенным Заказчиком, не соответствует ни один из имеющихся товаров, и, как следствие, требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, кроме того, указывает, что требование о том, что самоспасатель должен соответствовать ГОСТ Р 22.9.09-2005 и его качество должно подтверждаться сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации МЧС России на соответствие требованиям данного ГОСТ, заключением о пожарной безопасности конструкционных материалов нарушает требования Закона о закупках.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы на действия Заказчика подлежащими удовлетворению в части .
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Вместе с тем, Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках (в спорной части), должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Комиссией установлено, что требованиям, установленным в документации о закупке, соответствует исключительно самоспасатель ГЗДК-У. Данное обстоятельство было подтверждено представителем Заказчика. В материалы дела представлены также коммерческие предложения, на основании которых Заказчиком была сформирована начальная (максимальная) цена контракта и во всех трех коммерческих предложениях к поставке предлагается именно самоспасатель ГДЗК-У.
При таких обстоятельствах довод подателя жалобы о том, что ни один товар не соответствует требованиям Заказчика, подтверждения не нашел.
Однако, то, что требованиям, обозначенным в документации о закупке, соответствует только один товар, свидетельствует о нарушении Заказчиком требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно требованиям аукционной документации, товар должен соответствовать требованиям нормативных документов:
5.1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты";
5.2. ФЗ РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
5.3. ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний";
5.4.ГОСТ Р 22.9.09-2005 "Безопасность в ЧС. СИЗ населения в ЧС. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования";
5.5. Нормы пожарной безопасности НПБ 302-2001 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
В документации также установлены особенности поставки:
Партия противогазов сопровождается:
- Сертификатом на соответствие требованиям пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ, ГОСТ Р 261-2009);
- Сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации МЧС России на соответствие требованиям ГОСТ Р 22.9.09-2005;
- Сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011.
- Заключением о пожарной безопасности конструкционных материалов, применяемых для изготовления фильтрующе-поглощающей коробки газодымозащитного комплекта.
Проанализировав действующее законодательство, ГОСТ, указанные в документации, Комиссия пришла к выводу о том, что требование о соответствии ГОСТ Р 22.9.09-2005 и требование о предоставлении заключения, установлены Заказчиком не законно, поскольку, во-первых, спорный ГОСТ с 01.04.2015 г. утратил силу в связи с изданием приказа от 7 апреля 2014 г. N 309-ст "Об утверждении национального стандарта", согласно п.1 которого, утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования" с датой введения в действие 1 апреля 2015 г. взамен ГОСТ Р 22.9.09-2005, во-вторых, так как в отношении самоспасателей действуют два обязательных стандарта - ГОСТ Р 53261-2009, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" 019/2011, требования о соответствии которым установлены Заказчиком, требование о предоставлении заключения, является избыточным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПК Пожхимзащита" на действия ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" при проведении аукциона в электронной форме на поставку газодымозащитного комплекта для нужд Государственного казенного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (извещение N 0356200009915000063) обоснованной в части доводов, касающихся ограничения количества участников закупки, в части установления избыточных требований к товару.
2. Признать в действиях ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", Аукционной комиссии ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГКУЗ "Пермский краевой специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2015