Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 ноября 2015 г. N 44-124/15
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2015 года Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2015 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии от Заказчика Администрации Новоржевского района (доверенность от 13.11.2015 г. б/н),
Заявителя П.А.С.
в присутствии слушателя представителя ООО "Региональный тендерный центр" (доверенность от 17.09.2014 г.)
рассмотрев жалобу П.А.С. (далее - Заявитель) на положение документации заказчика Администрации Новоржевского района при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения по областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" (номер извещения: 0157300022315000042) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22 октября 2015 года Заказчиком Администрацией Новоржевского района объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения по областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" (номер извещения: 0157300022315000042).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22 октября 2015 года в 17:13.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1222920.00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (с учетом внесения изменений в документацию аукциона)- 06 ноября 2015 года 14:00.
6 ноября 2015 года в 12:40 в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 451 зарег. 06.11.2015).
Рассмотрение жалобы состоялось 13 ноября 2015 года в 14 часов 15 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N 451 от 06.11.2015 года, дополнение к жалобе от 11.11.2015 г. вх. N 2605).
1.Документация электронного аукциона содержит указание на приобретение жилого дома и земельного участка, что противоречит требованиям областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах", которая предполагает приобретение для граждан жилых помещений исключительно в многоквартирных домах.
2. Заказчиком неправомерно ограничена территория в пределах д. Орша и д. Коськино для приобретения жилого помещения.
3.Заказчиком нарушена процедура дачи разъяснений положений документации электронного аукциона
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (объяснения исх. N 1487 от 12.11.2015 года, в материалах дела).
Доводы жалобы являются необоснованными поскольку приобретение жилого дома вместе с земельным участком на котором он расположен не противоречит как требованиям законодательства, так и положениям областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах".
Указание территорий деревень Коськино и Орша, которые являются пригородами города Новоржев, не противоречат положениям вышеуказанной адресной программы, а также не ограничивают круг участников закупки.
Указание в документации электронного аукциона необходимости предоставления документов на земельный участок обусловлено объектом электронного аукциона, которым является жилой дом. При этом переход права собственности на земельный участок, при переходе права на расположенный на нем жилой дом, предусмотрено законодательством и не требует проведения отдельных закупочных процедур.
Порядок дачи разъяснений документации электронного аукциона не нарушен, при внесении соответствующих изменений в документацию электронного аукциона сроки подачи заявок были продлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной систем.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, объектом закупки является приобретение помещения по областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Техническим заданием аукциона установлено, что Заказчику необходимо жилое помещение (на вторичном рынке жилья), а именно жилой дом. При этом в требованиях к техническому заданию установлено, что жилой дом приобретается с земельным участком.
В соответствии с ч. 8 Постановлением Администрации Псковской области от 30.04.2013 N 190 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах"
переселяемым гражданам в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются благоустроенные помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в черте данного населенного пункта или в границах другого населенного пункта Псковской области с согласия граждан.
Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда и средств областного бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расходуются на приобретение в том числе жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения для предоставления их гражданам, приселяемым из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома.
Таким образом, доводы заявителя о том, что предметом данной закупки может являться исключительно помещение в многоквартирном доме не основан на нормах действующего законодательства.
Установление техническим заданием требований к приобретению жилого помещения расположенного в д. Орша и д. Коськино Новоржевского района не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, удовлетворяющих его потребностям. Комиссия Псковского УФАС считает, что с учетом специфики населенного пункта, месторасположения его пригородов, а также принимая во внимание согласие граждан на переселение в указанные деревни, данные требования аукционной документации не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
В связи с тем, что объектом недвижимости является жилой дом, Заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении правоустанавливающих документом на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. В противном случае не установление данного требования могло повлечь для Заказчика приобретение жилого дома на земельном участке обремененным правами третьих лиц.
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.
В нарушение вышеуказанной нормы Закона обоснование начальной максимальной цены контракта произведено Заказчиком исходя из требований Программы и установленных ею объемов долевого финансирования, который для Новоржевского района на 2015 год определен в размере 25 477,50 руб./кв.м.
Законодательством о контрактной системе определен исчерпывающий перечень методов определения начальной максимальной цены контракта. Ввиду чего определять начальную цену контракту исходя из объемов финансирования, выделенных на реализацию областной Программы неправомерно, так как фактическая рыночная стоимость приобретаемого жилого помещения может значительно различаться со стоимости одного квадратного метра, установленного Программой.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной систем любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 26.10.2015 года, 02.11.2015 года, 03.11.2015 года Заказчиком в связи с поступившими запросами о даче разъяснений положений документации электронного аукциона были опубликованы разъяснения документации.
26 октября 2015 года Заказчиком в соответствии с поступившими запросами были внесены изменения в аукционную документацию, при этом срок подачи заявок на участие в аукционе был продлен без нарушения норм законодательства о контрактной системе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
В нарушение вышеуказанной нормы Заказчиком при дачи объяснений не был указан предмет запроса, что является нарушением вышеуказанной нормы, поскольку разъяснения положений документации адресуются не только заявителю, но и всем заинтересованным в данной закупке участникам.
Нарушение порядка разъяснений положений аукционной документации содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно иных доводов жалобы касающихся неверного указания СанПиН к системе канализации, не установления конкретных норм и требований которым должен соответствовать дом с печным отоплением, отсутствия в документации требований к гарантийным обязательствам связанным с жилым домом и земельным участком, а также невнесения в Информационную карту изменений срока окончания подачи заявок после соответствующих изменений в извещение о проведении закупки, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что они не нашли подтверждения своей обоснованности. Кроме того, как следует из пояснений представителя Заказчика, неверное указание СанПиН и невнесение изменений в Информационную карту электронного аукциона, являются техническими ошибками, не влияющими на положения документации и требований установленных ею. Установление требований к гарантийному сроку объекта закупки это право Заказчика, а не обязанность, в связи с чем требования к гарантийным обязательствам аукционной документацией не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу П.А.С. частично обоснованной.
2.Установить в действиях заказчика Администрации Новоржевского района нарушения ст. 22, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3.Передать компетентному органу материалы дела в части нарушения ст. 22 Закона о контрактной системе, а именно порядка определения начальной максимальной цены контракта.
4. Материалы дела передать должностному лицу Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновных должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 ноября 2015 г. N 44-124/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015