Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 ноября 2015 г. N 44119/15
Резолютивная часть решения оглашена 5 ноября 2015 года Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии от Заказчика Государственного Комитета Псковской области по здравоохранению и фармации представителя по доверенности (доверенность N 1 от 13.01.2015 г),
от Заявителя ООО "Мамонт Фарм" (доверенность N 8 от 04.09.2015 г.)
рассмотрев жалобу ООО "Мамонт Фарм" (далее - Заявитель) на положение документации заказчика Государственного Комитета Псковской области по здравоохранению и фармации при проведении аукциона на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан (Ипратропия бромид+Фенотерол 3) (идентификационный номер: 2975-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0157200004215000276) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21 октября 2015 года Заказчиком Государственного Комитета Псковской области по здравоохранению и фармации объявлен электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан (Ипратропия бромид+Фенотерол 3) (идентификационный номер: 2975-А-ГЗ-Л (номер извещения: 0157200004215000276).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 21 октября 2015 года в 13:28.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 104.65 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29 октября 2015 в 10:00.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 (две) заявки, которые допущены до участия в электронном аукционе.
28 октября 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 444 зарег. 28.10.2015).
Рассмотрение жалобы состоялось 5 ноября 2015 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N 254 от 28 октября 2015 года).
Заказчиком неправомерно включено в один лот лекарственное средство с МНН Ипратропия бромид+Фенотерол с различной формой выпуска: аэрозоль для ингаляции, раствор для ингаляции. Поскольку препарат с МНН Ипратропия бромид+Фенотерол в форме выпуска аэрозоля для ингаляций имеет одно торговое наименование - Беродуал, и выпускается одним производителем - Берингер Ингельхайм Фарм ГмбХ и Ко, Германия, что существенно ограничивает конкуренцию.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (объяснения исх. N 167-юр/фас от 05.11.2015 года, в материалах дела).
Техническое задание разработано Заказчиком исходя из своих потребностей. Действующее законодательство не предусматривает запрета выставлять единым предметом торгов, то, что в силу своей специфики технологически и функционально объединено, в данном случае услугу по обеспечению граждан необходимыми лекарственными препаратами, и поставку препаратов, зарегистрированных в установленном порядке в рамках международного непатентованного наименования под любым торговым наименованием.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление Правительства), устанавливает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере одной тысячи рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно наименованию и описанию объекта закупки (приложение N 2 к техническому заданию) к поставке требуется лекарственный препарат с МНН Ипратропия Бромид + Фенотерол в форме выпуска и дозировке: раствор для ингаляций 0.25 мг + 0.5 мг/мл, 20 мл - флакон-капельницы, упаковка из темного стекла, а также аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг+50 мкг/доза, 200 доз, 10 мл-баллоны аэрозольные металлические с клапаном дозирующего действия и мундштуком.
В соответствии с реестром лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрировано два препарата с МНН Ипратропия Бромид + Фенотерол в форме выпуска раствор для ингаляций: Беродуал, производства Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко. КГ, Германия, а также Ипратерол-натив, производства общества с ограниченной ответственностью "Натива", Российской Федерации.
При этом лекарственное средство с МНН Ипратропия Бромид + Фенотерол в форме выпуска аэрозоль для ингаляций имеет одно торговое наименование - Беродуал и производится данный препарат только Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко. КГ, Германия.
Таким образом, заказчик в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства, включил в один лот поставку лекарственного средства с МНН Ипратропия Бромид + Фенотерол в различных формах выпуска: аэрозоль для ингаляций, а также раствор для ингаляций. При условии, что в форме выпуска аэрозоль для ингаляций зарегистрировано одно торговое наименование - Беродуал, а также что начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение установленное Правительством Российской Федерации - 1000 рублей.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Включение в один лот лекарственных средств с МНН Ипратропия Бромид + Фенотерол в форме выпуска аэрозоль для ингаляций, а также раствор для ингаляций не позволит принять участие в закупке организациям, имеющим возможность поставки только препарата Ипратерол-натив, например, производства общества с ограниченной ответственностью "Натива", Российской Федерации, в том числе и производителю указанного препарата. Объединение в один лот уникального и единственного препарата с препаратом, выпускаемым несколькими производителями существенно ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, формирование аукционной документации, приводящей к ограничению участия российских производителей лекарственных препаратов идет в разрез с усилиями государства, направленными на поддержание и стимулирование развития отечественного производства фармацевтической продукции. В рамках реализуемых мер, поддержки отечественных производителей и поставщиков Минэкономразвития России, Правительством Российской Федерации разрабатываются и утверждаются постановления и приказы, устанавливающие ограничения по допуску к участию в государственном и муниципальном заказе товаров, происходящих из иностранных государств, а также предоставляющие преимущества товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Формируемая Заказчиком документация, ограничивающая участие в закупке российского производителя лекарственных препаратов ООО "Натива", является нарушением нормы Закона, задачи которого в том числе направлены на развитие национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Довод представителя Заказчика о том, что порядок формирования предмета торгов является правом заказчика и документация закупки разрабатывается и утверждается Заказчиком исходя из своих потребностей, законодательство не предусматривает запрета выставлять единым предметом торгов то, что в силу своей специфики технологически и функционально объединено, основано на неверном толковании норм Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В связи с чем, Заказчик при формировании закупки должен исходить не только из своих потребностей, но строго следовать требованиям законодательства и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мамонт Фарм" обоснованной.
2.Установить в действиях заказчика Государственного Комитета Псковской области по здравоохранению и фармации нарушения пункта 1,6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела передать должностному лицу Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновных должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 ноября 2015 г. N 44119/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2015