Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Археологическая экспедиция", ЗАО "ОКН-проект" на действия Заказчика - Министерства транспорта Ростовской области при проведении конкурса с ограниченным участием N 0158200000515000188 "выполнение мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в связи со строительством автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд к аэропорту "Южный" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей ЗАО "ОКН-ПРОЕКТ" (Мякотных А.С., Деняев М.А.), ООО "Археологическая экспедиция" (Мещерякова И.В.), Заказчика (Дибирова П.И., Сапрунова О.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 26.10.2015 г. поступила жалоба ООО "Археологическая экспедиция" на положения документации.
Заявитель указывает, что требование Заказчика о наличии у участника торгов экскаватора гусеничного с емкостью ковша не менее 0,9 м3, грузового автомобиля с полуприцепом (тралом) для транспортировки экскаватора грузоподъемностью не менее 15 000 кг. необоснованно. Заявитель указывает участники торгов для выполнения работ по предмету контракта вправе использовать альтернативный вид транспорта (например, бульдозер вместо экскаватора). Кроме того, раскопки кургана необходимо осуществляет вручную ввиду чего использование какой-либо землеройной техники запрещено.
Также Заявитель полагает, что оценка участников торгов по количеству Открытых листов равному 141 и более необоснованно завышена. По мнению Заявителя, таких листов достаточно в количестве двух штук.
Предметом контракта фактически являются археологические раскопки, ввиду чего представление Открытых листов на выполнение археологических полевых работ, включающих выполнение археологических разведок, археологических раскопок, археологическое наблюдение, не подтверждают квалификацию участника конкурса.
По жалобе указанного участника торгов возбуждено дело N 2109/03.
30.10.2015 г. в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "ОКН-проект" на действия Заказчика. Заявитель оспаривает результаты предквалификационного отбора. Заявитель, по мнению Заказчика, не соответствует установленным дополнительным требованиям к участникам торгов.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалоб.
Заказчик указал, что установление требований к наличию у участников конкурса технических средств обусловлено требованиями Постановления и правом Заказчика. Данные машины и оборудование участник торгов вправе иметь на любом законном основании (в том числе, на праве аренды). Требования к количеству транспортных средств обусловлено проведением работ на двух объектах и необходимостью их осуществления без каких-либо приостановлений.
Открытые листы подтверждают квалификация участника торгов.
ООО "ОКН-проект" по результатам предквалификационного отбора признано несоответствующим требованиям ч. 2 ст. 31 Закона. Заявка Общества не содержит полного перечня документов и сведений, подтверждающих его соответствие дополнительным требованиям, установленным документацией.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
22.09.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком размещено извещение о проведении конкурса. Согласно извещению в редакции от 08.10.2015 г. начальная цена контракта составляет 116 513 300.00 рублей.
1) Согласно ч. 1 ст. 56 Закона победитель конкурса с ограниченным участием определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования.
Частью 3 статьи 31 Закона определено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее - Постановление) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг в случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Данным Постановлением установлено, в том числе, следующее дополнительное требование к участникам торгов: наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Соответствие данному требованию подтверждается документами: перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ; копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
В составе заявки ЗАО "ОКН-проект" в подтверждение наличия у участника закупки техники представлен договор аренды транспортного средства с экипажем от 20.10.2015 г. N 33, заключенный с ООО "Монтажтехстрой", согласно которому ООО "Монтажтехстрой" обязуется представить Заявителю автомобиль грузопассажирский УАЗ-396255, экскаватор NEW Holand Kobelko E215B, седельный тягач Volvo FH13 с низкорамным полуприцепом ТСП 94184.
Акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу техники в аренду, в составе заявки Заявителя отсутствует.
Иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на любом законном основании, Заявителем в заявку на участие в конкурсе не представлено.
Согласно ответу ГУ МВД России по Ростовской области от 28.10.2015 г. N 30/72-8006 за ООО "Монтажтехстрой" не зарегистрированы какие-либо транспортные средства.
Согласно ответу Ростовоблтехнадзор от 28.10.2015 г. N 42/1701 за ООО "Монтажтехстрой" не зарегистрирована какая-либо техника.
Согласно пояснениям Заявителя на заседании Комиссии Ростовского УФАС России ООО "Монтажтехстрой" обладает указанной ранее техникой на праве субаренды.
Вместе с тем, акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу техники в аренду, Заявителем в Комиссию равно как в заявку на участие в конкурсе не представлено.
Согласно части 7 статьи 56 Закона заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона.
Учитывая фактические обстоятельства дела, Заявитель не соответствует установленным дополнительным требованиям к участникам торгов.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 28.10.2015 г. Заявитель правомерно признан несоответствующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона.
2) На основании п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Постановление N 99 устанавливает следующее дополнительное требование: "наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Как видно Закон, подзаконный акт требуют от участников торгов наличия оборудования в объеме, указанном в документации. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что требования Заказчика к оборудованию должны быть основаны на документации по закупке. Наличие того или иного транспортного средства, оборудования в проектной документации обусловлено необходимостью осуществления им определенной работы в рамках контракта.
Согласно п. 12 информационной карты к участникам настоящего конкурса предъявлены дополнительные требования. В том числе, "наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта:
автомобили повышенной проходимости для перевозки людей и оборудования, пассажировместимостью не менее 8 человек - 4шт.;
экскаватор гусеничный с емкостью ковша не менее 0,9 куб.м. - 1шт;
грузовой автомобиль с полуприцепом (тралом) для транспортировки экскаватора, грузоподъемностью не менее 15 000 кг. - 1 шт.".
Достоверно установлено, что документация по закупке, в том числе, проектная документация, не содержат указание на транспортные средства, которые установлены Заказчиком в качестве дополнительного требования "наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта".
Проектной организацией установлено, что выполнения работ по предмету торгов необходимо и достаточно иметь следующие виды транспортных средств: бульдозер, автомашина. К данным машинам требования по грузоподъемности, емкости ковшей и т.д. проектной документацией не установлено. Также проектная документация не устанавливает количество машин, необходимых для выполнения работ.
При таких обстоятельствах, количество транспорта, его технических характеристики не являются критическими и значимыми факторами для исполнения работ по предмету контракта.
Заказчик пояснил, что требование к наличию у участников торгов заявленной им техники (транспортных средств) обусловлено необходимостью осуществления работ в установленный срок и без сбоев в работе (в случае выхода из строя, например, одной единицы техники, у участника имеется вторая (для каждого из двух объектов). Кроме того, по мнению Заказчика, Закон предоставляет им право установления подобных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая доказательства по делу, Ростовское УФАС России полагает требование Заказчика к наличие у участников торгов на праве собственности или ином законном основании автомобиля повышенной проходимости для перевозки людей и оборудования, пассажировместимостью не менее 8 человек - 4шт., экскаватора гусеничного с емкостью ковша не менее 0,9 куб.м. - 1шт., грузового автомобиля с полуприцепом (тралом) для транспортировки экскаватора, грузоподъемностью не менее 15 000 кг. - 1 шт. установленным необоснованно.
Заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона, поскольку установил требования к участникам торгов в нарушение норм Закона, в частности, ч. 2 ст. 31 Закона.
3) С целью оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием устанавливается значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 80%.
При оценке по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" анализируется информация из Таблицы 1 Формы 4 раздела 4 настоящей конкурсной документации о количестве открытых листов, выданных специалистам (за последние 5 (пять) лет до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием) на право проведения археологических полевых работ, подтверждающих участие специалистов в ранее проводимых участником закупки археологических экспедициях в качестве держателей открытых листов.
Указанные специалисты должны иметь высшее образование по специальностям "история", "музейное дело и охрана памятников" или послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям или по специальности "археология".
Шкала оценки по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ"
Количество открытых листов |
Количество баллов |
От 0 до 50 |
10 |
От 51 до 100 |
30 |
От 101 до 130 |
50 |
От 131 до 140 |
60 |
От 141 и выше |
100 |
Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, корректируется с учетом коэффициента значимости показателя.
При оценке по настоящему показателю принимаются только значения, подтвержденные следующими документами, приложенными в составе заявки: копиями дипломов о высшем образовании специалистов по специальностям "история", "музейное дело и охрана памятников" или послевузовском профессиональном образовании в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям или по специальности "археология", открытых листов, выданных специалистам (за последние 5 (пять) лет до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием) на право проведения археологических полевых работ, подтверждающих участие специалистов в ранее проводимых участником закупки археологических экспедициях в качестве держателей открытых листов, ходатайств участника закупки, с которым специалисты состоят в трудовых отношениях, о выдаче специалистам указанных открытых листов (документы предоставляются в комплекте на каждого специалиста).
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием копий вышеуказанных документов (частично или в полном объеме) участник конкурса с ограниченным участием получает 0 баллов по данному показателю.
Как видно оценки подлежат только Открытые листы, поскольку от их количества зависит присвоение баллов участнику. При таких обстоятельствах, не ясно какое значение имеет для присвоения баллов представление участником торгов документов, выделенных по тексту решения курсивом. При этом, как следует из документации отсутствие данных документов (частично либо в полном объеме) предопределяет присвоение 0 баллов по данному показателю.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона предусматривает указание заказчиком в документации о закупке используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пункт 27 Правил раскрывает показатели нестоимостного критерия, поименованного в пункте 4 части 1 статьи 32 Закона (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации). Такими показателями могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Ростовское УФАС России полагает, что критерий "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" установлен Заказчиком с нарушением требований Порядка. Из документации следует, что квалификация участников оценивается количеством представленных Открытых листов. Далее указано на необходимость представления и иных документов, выделенных курсивом. Однако, связь между баллами, присваиваемыми за количество Открытых листов, и документами, также необходимыми к представлению в составе заявки в качестве подтверждающих квалификацию участника, отсутствует.
При таких обстоятельствах, Заказчиком нарушены ч. 9 ст. 32 Закона в части установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в нарушение требований действующего законодательства в сфере закупок.
3) Согласно документации квалификация участников торгов подтверждается, в том числе, "открытыми листами, выданными специалистам (за последние 5 (пять) лет до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием) на право проведения археологических полевых работ, подтверждающими участие специалистов в ранее проводимых участником закупки археологических экспедициях в качестве держателей открытых листов".
Заявитель указывает, что представление Открытых листов на выполнение археологических полевых работ при фактическом выполнении археологических разведок не позволяет выявить лучшего исполнителя по контракту.
Археологические полевые работы в силу пункта 8 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия.
Выданное разрешение (открытый лист) дает право без получения каких-либо других разрешительных документов выполнять археологические полевые работы. Указанные разрешения (открытые листы) были представлены налоговому органу, о чем указано в решении.
Археологические полевые работы рассматриваются как особый вид работ по сохранению объекта культурного наследия, которые выполняются в особом порядке, согласно статье 45.1 Закона N 73-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 N 127 утверждены Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Согласно п. 2 Правил Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ:
а) археологические разведки;
б) археологические раскопки;
в) археологические наблюдения.
Археологические полевые работы включают в себя, в том числе, выполнение археологических разведок.
Требование Заказчика не влечет ограничения круга потенциальных участников торгов.
Заявителем не указаны нормы права которым не соответствует оспариваемое положение документации.
Заявителем не указано каким образом данное положение документации нарушает его права и интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ростовское УФАС России полагает, что оспариваемое Заявителем положение документации в рассматриваемой ситуации не нарушает требования Закона и Порядка.
4) Довод Заявителя о "завышенных" требованиях к количеству Открытых листов (Заявитель полагает достаточным их представление в количестве двух штук) Ростовское УФАС России считает необоснованным по следующим обстоятельствам:
Заявителем не указаны нормы права которым не соответствует оспариваемое положение документации.
Заявителем не указано каким образом данное положение документации нарушает его права и интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Археологическая экспедиция" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ЗАО "ОКН-проект" необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 9 ст. 32 Закон.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить сформированные протоколы;
внести изменения в документацию путем исполнения требований ст. ст. 31, 32 Закона;
продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии со ст. 50 Закона;
совершить дальнейшие действия, установленные Закона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015