Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 ноября 2015 г. N 2157/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2157/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358200041315000485 "На право заключения договора на поставку компьютерной техники и комплектующих для нужд ГБУ РО "ОКБ N 2" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Кульчицкого С.Ю.), представителей Заказчика (Чаплыгина О.П., Даниленко Л.В.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях просил признать доводы жалобы Заявителя необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200041315000485 от 03.11.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 521 971,15 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.11.2015 года в 12 часов 00 минут.
05.11.2015 года в 16 часов 23 минуты заказчик на официальном сайте разместил извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Доводом жалобы Заявителя является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением ст.33 Закона - Заказчик установил требование к разъему процессора "розетка - LGA1150", что, по мнению Заявителя, свидетельствует об указании на процессор только одного производителя - Intel.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (ч. 1 ст. 33 Закона).
Заказчику к поставке/использованию необходимы системные блоки, содержащие, в том числе, следующие характеристики:
- Системный блок в составе - (2шт)
М/плата - с характеристиками
- Розетка процессора - LGA 1150
Процессор - с характеристиками
- Тип розетки процессора - LGA1150
Внеплановой проверкой установлено, что в техническом задании Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, исходя из его потребностей.
В данном случае в аукционной документации не содержалось указание на конкретного производителя необходимого процессора или товарный знак такого оборудования, а приведены только максимальные и минимальные значения основных показателей процессора.
Требование к процессорам, в части указания на условие - розетка, тип розетки (LGA 1150), что расценено Заявителем как препятствие для установки процессора иного производителя - не Intel, не может являться нарушением части 1 статьи 33 Закона.
Законодатель предоставил право заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона).
Вместе с тем, размещение закупки предполагает удовлетворение, в том числе нужд государственных учреждений. Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Соответствие предъявляемым Заказчиком характеристикам только товаров производства "Intel" не лишало участников закупки возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивало число потенциальных участников аукциона, поскольку предметом аукциона являлась поставка, а не изготовление товаров.
На основании изложенного, нарушений Закона в действиях Заказчика при описании объекта закупки в части требований к розетке процессора не установлено. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
Согласно доводам Заявителя Заказчик установил необоснованные требования о наличии у поставщика сертификатов ФСТЭК, ФСБ без указания конкретных товаров, для поставки которых необходимы названные сертификаты, а также наличие сертификата РОСТЕСТ для "аппаратной платформы", что, по мнению Заявителя, не соответствует ст.33 Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Объектом настоящего аукциона является поставка компьютерной техники и комплектующих.
Заказчик в Главе II "Наименование и описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) при описании требуемых к поставке товаров указал на необходимость наличия следующих сертификатов:
- Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа (далее - НСД) к информации. Показатели защищенности от НСД к информации" по классу не ниже 2-го;
- Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России "Защита от НСД к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" по уровню не ниже 2-го;
- Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России для защиты информационных систем персональных данных (ИСПДн) до класса К1;
- может использоваться при создании автоматизированных систем до класса защищенности 1Б включительно;
- должен соответствовать требованиям ФСБ России к устройствам типа межсетевые экраны по 4 классу защищенности;
- Наличие серификата на соответствие установленным требованиям "Правила применения оборудования коммуникации и маршрутизации пакетов информации", утвержденные приказом Мининформсвязи России. Использование в сетях связи общего пользования в качестве оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации
- Наличие сертификата РОСТЕСТ для аппаратной платформы.
Аналогичное требование о наличии сертификатов Заказчик также установил в п.3.1 проекта контракта:
"Подтверждением качества поставляемого товара со стороны Поставщика являются документы, установленного образца декларация о соответствии (действующий сертификат соответствия, документ, подтверждающий страну происхождения товара, и т.п.):
-Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа (далее - НСД) к информации. Показатели защищенности от НСД к информации" по классу не ниже 2-го;
-Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России "Защита от НСД к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" по уровню не ниже 2-го;
-Наличие серификата на соответствие требованиям ФСТЭК России для защиты информационных систем персональных данных (ИСПДн) до класса К1;
может использоваться при создании автоматизированных систем до класса защищенности 1Б включительно;
должен соответствовать требованиям ФСБ России к устройствам типа межсетевые экраны по 4 классу защищенности;
-Наличие серификата на соответствие установленным требованиям "Правила применения оборудования коммуникации и маршрутизации пакетов информации", утвержденные приказом Мининформсвязи России. Использование в сетях связи общего пользования в качестве оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации
-Наличие сертификата РОСТЕСТ для аппаратной платформы".
Согласно Техническому заданию Заказчику к поставке требовался, в том числе, следующий товар: системные блоки, монитор 21.5", мышь, клавиатура, МФУ А4, принтер A4, монитор 24.1", процессорный комплект, модуль памяти 16GB Module.
В силу постановления Правительства РФ от 01.12.2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" указанные товары не подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, описание объекта закупки и условий контракта в документации об аукционе не носит объективный характер, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона в связи с отказом Заказчика от определения поставщика до рассмотрения жалобы (05.11.2015 года).
Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензий ФСТЭК и ФСБ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", что, по мнению Заявителя, указывает на необходимость выделить в отдельный лот закупку "средств криптографической защиты".
Внеплановой проверкой установлено в объект закупки по рассматриваемому аукциону не входят работы и услуги, составляющие лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, указанные в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 года N 313. Кроме того, в документации об аукционе отсутствует требование о наличии у участника закупки какой-либо лицензии.
Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком в п.3.4 проекта контракта требования "поставщик предоставляет Заказчику гарантию производителя товара".
Согласно ч.4 ст.33 Закона в случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром. Учитывая, что предметом закупки является оргтехника, электронно-вычислительные машины и используемое с ними периферийное оборудование, Заказчик установил требование к предоставлению гарантии производителя. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона в связи с отказом Заказчика от определения поставщика не выдавать.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 ноября 2015 г. N 2157/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2015