Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 ноября 2015 г. N 2189/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены комиссии: |
А.Д. Кравцов В.В. Моргунов, |
рассмотрев дело N 2189/03 о нарушении Заказчиком норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N0358300385015000013 "Закупка на поставку изделий медицинского назначения (перчатки) для нужд МБУЗ "Стоматологическая поликлиника" г.Батайска на 2015 г." (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика - (Туник Е.П., Ковалева И.С.), в присутствии представителей Заявителя (Иманов К.Э., Черская М.А.), в отсутствие представителя Правительства Ростовской области (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
06.11.2015 г. в 17 часов 20 минут в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300385015000013.
В своих доводах Заявитель полагает, что документация о закупке содержит требования, не соответствующие нормам Закона, а именно: Заказчиком в документации установлено следующее требование к участникам закупки: "копия лицензии (всех страниц со всеми приложениями) на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", в нарушение ч.1 ст.64 Закона.
Заказчик, с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласился, представил возражения на жалобу.
Комиссия Ростовского УФАС по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок изучив, представленные в материалы дела документы, а так же по итогам проведения внеплановой проверки размещения закупки, проводимой в соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, п. 3.31 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, установила:
Заказчиком на официальном сайте РФ и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" 02.11.2015 г. опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0358300385015000013.
В указанное извещение внесены изменения. Согласно Изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 06.11.2015 NИИ1 начальная (максимальная) цена контракта составила 63 250 руб. Срок окончания подачи заявок 09.11.2015 г. в 09:00.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации предметом аукциона в электронной форме является поставка перчаток.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст. 31 Закона Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.29 ч. 1 "Сведения об электронном аукционе" Заказчиком установлено, в том числе, требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона или копии этих документов: Копия лицензии (всех страниц со всеми приложениями) на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Согласно п. 47 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с п.2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", фармацевтическая деятельность включает работы и услуги в сфере обращения лекарственных средств.
Лекарственные средства, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержится в государственном реестре лекарственных средств (далее - Реестр).
Реестр является федеральной информационной системой, ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Реестре не содержится сведений относительно перчаток.
В связи с вышеизложенным, перчатки не являются лекарственными средствами и, соответственно, поставка перчаток лицензированию не подлежит.
Таким образом, Заказчик, устанавливая в документации об аукционе требование о наличии у участников закупки "копии лицензии (всех страниц со всеми приложениями) на осуществление фармацевтической деятельности или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", влекущее за собой ограничение количества участников аукциона, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На рассмотрении настоящего дела представитель Заказчика пояснил, что 06.11.2015 г., на основании поступившего запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в 17 часов 58 минут Заказчик внес изменения в документацию об аукционе. Однако жалоба Заявителя поступила в Ростовское УФАС России 06.11.2015 г. в 17 часов 20 минут, то есть до внесения изменений Заказчиком.
Таким образом, комиссия Ростовского УФАС признает довод Заявителя обоснованным, а Заказчика нарушившим ч.6 ст.31, ч.1 ст.64 Закона.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.65 Закона Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Заказчику 06.11.2015 г. поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе.
В нарушение ч.4 ст.65 Закона, Заказчиком при размещении в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе не указан предмет запроса, поступившего от участника закупки.
Заказчик 06.11.2015 г. в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, принял решение о внесении изменений в документацию, однако, в нарушение ч.6 ст.65 Закона, не продлил срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчик не установил в извещении о проведении аукциона единые требования к участникам (в соответствии с ч.1 ст.31 Закона).
Таким образом, не установив в извещении о проведении закупки требований в соответствии с ч.1 ст.31 Закона, Заказчик нарушил ч.5 ст.31 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 и в соответствии ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черского А.Н. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим чч.5,6 ст.31, ч.1 ст.64, ч.ч. 4, 6 ст.65 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения Предписание об аннулировании закупки.
4. Электронной торговой площадке обеспечить возможность Заказчику исполнения Предписания.
5. Рассмотреть вопрос об административной ответственности должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
К.А. Коренченко
А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов |
Исп. Сулименко Д.В.;
тел: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 ноября 2015 г. N 2189/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015