Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Дорспецавтострой", ГУП РО "Азовское ДРСУ" на действия комиссии Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения г. Азова "Чистый город" при проведении электронного аукциона N 0358300428215000058 "Электронный аукцион ремонт автомобильной дороги по ул. Мелиораторов в городе Азове Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Горохов С.С., Ткаченко Р.И., Лавриенко А.А., Куц С.В., Ткаченко Р.И., Дыгай А.Г.), ООО "Дорспецавтострой" (Пашнин Д.М.), ГУП РО "Азовское ДРСУ" (Мацуга А.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия комиссии Заказчика. Заявители указали, что их первые части заявок соответствовали требованиям документации и Закона. Действия комиссии Заказчика нарушают нормы Закона.
Помимо прочего, Заявители указывают на имеющиеся, по их мнению, нарушения законодательства в части формирования документации.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалоб. Заказчик указал, что действия комиссии Заказчика соответствуют требованиям Закона.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
17.09.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению в редакции от 18.09.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 861 650.30 рублей.
1) На основании ч. 3 ст. 105 Закона жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в данной части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Жалобы Заявителей на положения документации поданы по истечении срока, указанного в ч. 3 ст. 105 Закона.
Учитывая изложенное, доводы Заявителей в части обжалования положений документации Комиссией Ростовского УФАС России не рассматриваются.
2) Частью 2 статьи 8 Закона установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 65 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Правовой режим общедоступной информации определен в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ч. 1); общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ч. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 52 ГрК предусматривает, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством РФ. До установления указанного порядка Правительством РФ при внесении изменений в проектную документацию такая документация направляется на повторную государственную экспертизу, за исключением случаев, когда проектная документация в соответствии со ст. 49 ГрК РФ не подлежит государственной экспертизе.
Нарушение Подрядчиком требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) образует состав административного правонарушения.
Учитывая изложенное, Заказчик обязан разместить информацию об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Комиссией Ростовского УФАС России достоверно установлено, что, например, сведения, приведенные в таблице а58 описания объекта закупки, не доступны для прочтения.
При таких обстоятельствах, участникам торгов ограничен доступ к ознакомлению с документацией об аукционе в полном объеме. Данное обстоятельство не позволяет участникам аукциона надлежащим образом установить потребность Заказчика и подготовить заявку на его участие.
Заказчик нарушил ч. 2 ст. 65 Закона в части размещения документации при отсутствии доступа к ее ознакомлению (к ознакомлению с документацией в полном объеме); ч. 1 ст. 64 Закона в части отсутствия надлежащего описания объекта закупки.
3) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки (п.п. 3, 4, 5, 7, 9 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона) установлены в документации и извещении.
Требования к участникам закупки в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона (участник закупки не является офшорной компанией) извещение, документация не содержат.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
4) Согласно описанию объекта закупки Заказчику к поставке/использованию необходима, в том числе, асфальтобетонная смесь марки II тип В. К данному товару установлены требования: материалы, входящие в состав смеси - БНД 40/60, 60/90, 90/130; ориентировочное содержание битума в смеси: от 5, 0% до 6,5% по массе.
Согласно таблице Г1 "Ориентировочное содержание битума в смесях" ГОСТа 9128-2009 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" виду смеси В соответствует содержание битума, % по массе 6,0-7,0.
Установленным Заказчиком требованиям в части ориентировочного содержания битума в смеси асфальтобетонная смесь типа В соответствовать не может. Описание объекта закупки носит необъективный характер: требования к товару установлены в нарушение положений ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация не содержит обоснования необходимости использования требований, терминологии, показателей, отличных от указанных в ГОСТе.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части необъективного описания объекта закупки (асфальтобетонная смесь марки II тип В приведена в качестве примера).
5) Заказчику к поставке/использованию необходимы, в том числе, следующие товары - знаки дорожные 5.19.2, 5.19.1:
Рисунком У1 предусмотрены способы установки знаков. В частности, стойки могут быть установлены без фундамента и на фундаменте. Таблица Б4 предусматривает расход бетона (в случае применения способа установки знаков "на фундаменте").
Заявителями в первой части заявки по данной позиции указано следующее: "способ установки - стойки без фундамента; расход бетона при омоноличивании стойки равен 0,078 м3".
В заявках ООО "Дорспецавтострой", ГУП РО "Азовское ДРСУ" содержатся противоречия: указано, что стойки будут установлены без фундамента, однако будет использоваться бетон. Участниками торгов по данной позиции конкретное предложение о поставке/использовании товара не дано.
Учитывая изложенное и в соответствии со ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика принято правомерное решение об отказе ООО "Дорспецавтострой", ГУП РО "Азовское ДРСУ" в допуске к участию в торгах.
Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 07.10.2015 г.
6) Неблагоприятные для участников NN 3, 4 (Заявителей) последствия в части позиции "знаки дорожные" обусловлены ненадлежащим установлением Заказчиком требований к данному товару.
Техническое задание содержит безусловное требование - "расход бетона при омоноличивании должен соответствовать_". Фактически вне зависимости от выбора способа установки стоек (без фундамента либо на фундаменте) предложение по указанной характеристике должно быть дано. Скрин-шоты технического задания в данной части приведены в п. 5 настоящего решения.
Ростовское УФАС России полагает, что описание объекта закупки в данной части имеет необъективный характер.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части нарушения требований к описанию объекта закупки.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорспецавтострой" необоснованной.
2. Признать жалобу ГУП РО "Азовское ДРСУ" необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 1 ст.64, ч. 2 ст. 65 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об аннулировании закупки.
5. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015