Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2015 г. N 2223/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены комиссии: |
А.Д. Кравцов А.В. Король, |
рассмотрев дело NN2223/03 возбужденное по жалобе ООО "Сорго" о нарушении аукционной комиссией Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на-Дону" (далее - Заказчик) Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в присутствии представителя Заказчика (Бергельсон Е.Н.), и в отсутствие представителей Заявителя, привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
13.11.2015 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300068915000408 "Поставка шовного материала для нужд МБУЗ "ГБ N1 им. Н. А. Семашко города Ростова-на-Дону" в 2016 году" (далее - аукцион).
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией Заказчика неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя.
Заказчик, с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласился, представил письменные возражения на доводы жалобы.
Комиссия Ростовского УФАС по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок изучив, представленные в материалы дела документы, а так же по итогам проведения внеплановой проверки закупки проводимой в соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14 установила:
Заказчиком на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru и электронной торговой площадке ЗАО "Сберабнк-АСТ" 28.10.2015 г. опубликовано извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 413 138.00 руб.
Срок окончания подачи заявок 09.11.2015 г. (09:56 МСК). На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, Комиссия признает их необоснованными по следующим основаниям:
1) Согласно части 1 статьи 64 Закона, документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п.1 ч.1 ст.33 Закона).
Описание объекта закупки, а именно максимальные и (или) минимальные значения показателей для определения соответствия потребностям заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, установлены Заказчиком в Главе 2 "Наименование и описание объекта закупки".
На участие в данном аукционе подано 2 заявки, 1 из которых допущена комиссией Заказчика к участию в аукционе.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона).
Согласно ч.3 ст.66 Закона, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в информацию указанную в одном из следующих пунктов:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.4 ст.67 Закона, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч.5 ст.67 Закона).
06.11.2015 года комиссией Заказчика оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Данным протоколом заявке Заявителя (заявка N1), аукционной комиссией Заказчика отказано в допуске к участию в аукционе со следующим обоснованием: "отсутствуют конкретные показатели по позициям 109,110: не указана точная толщина нити: "0,150-0,199 мм" и "0,100-0,149 мм" (дана в диапазоне)".
Комиссия, оценив первую часть заявки Заявителя, признает ее несоответствующей требованиям документации, Закона, и правомерных действиях комиссии Заказчика по ее отклонению, ввиду следующего:
По позициям NN109,110 Технического задания Заказчиком установлено требование к толщинам нитей: 0,150-0,199 мм и 0,100-0,149 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки (п.4.1 документации), предложение участника должно содержать, в том числе, конкретные значения показателей предлагаемых к поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
В заявке участником закупки указана толщина нитей в неизменном виде: 0,150-0,199 мм и 0,100-0,149 мм, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.
Полномочия аукционной комиссии при проверке первых частей заявок на участие в аукционе нормативно ограничены проверкой их соответствия требованиям документации об аукционе.
Закон не предоставляет комиссии Заказчика права на принятие заявки, не соответствующей требованиям аукционной документации.
Закон не допускает для аукционных комиссий возможности критики аукционной документации и неприменения каких-либо ее положений.
Обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в документации об аукционе Заказчиком.
Иной подход к решению данного вопроса об объеме компетенции аукционной комиссии и заказчика может повлечь за собою незаконное расширение полномочий комиссии и приобретение для Заказчика товаров, которые не соответствуют сформулированным им в документации требованиям к товарам, в целях приобретения которых он организовал аукцион.
Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, о том, что в действиях комиссии Заказчика в части отклонения заявки Заявителя, отсутствуют нарушения Закона.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить:
В п.1 ч.1 ст.33 Закона установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями,предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
Предметом аукциона является поставка шовного материала для нужд учреждения.
ГОСТ 31620-2013 "Материалы хирургические шовные" распространяется на хирургические шовные материалы, а также устанавливает общие требования к шовным материалам.
Как указал Заказчик в возражениях, требования к товарам в техническом задании установлены исходя из требований данного ГОСТ.
Из анализа данного ГОСТ не следует, что шовный материал имеет такую характеристику как "толщина нити".
Данный ГОСТ устанавливает требования к диаметру нити.
|
|
Пояснений от представителя Заказчика относительно того, в связи с чем, Заказчиком использована характеристика товара отличная установленной ГОСТ, не представлено.
Более того, Заказчиком в материалы дела представлены различные паспорта качества на продукцию, в соответствии с которыми, нить представлена со следующими характеристиками - состав, структура, цвет, длина, диаметр.
Требования документации об аукционе к товарам, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчик, установив к названному товару требование, отличное от установленного в ГОСТ, нарушил описание объекта закупки, поскольку в документации не содержится обоснования необходимости использования иных показателей, не предусмотренных стандартом на данный товар.
Тем самым, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Кроме того, при оценке обстоятельств, послуживших основанием для отклонения заявки Заявителя на участие в аукционе установлено следующее:
Согласно п.6.2 ГОСТ, конкретный показатель диаметра нити определяется по результатам испытаний - метод заключается в измерении диаметра шовного материала, расположенного между двумя параллельными плоскостями толщинометра.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об аукционе должна включать в себя требования к содержанию и составу заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст.66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона предусмотрены требования к содержанию первых частей заявок на участие в аукционе. Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в аукционе, по итогам которого заключается контракт на поставку товара, должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям установленным документацией о таком аукционе.
Обязанность по установлению в документацию об аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика, а также значений таких показателей, предусмотрена ч.2 ст.33 Закона.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, Заказчик должен учитывать запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
Так, например, с диаметром нити, как указано выше конкретное значение которого определяетсяо по результатам испытаний.
В документацию об аукционе заказчик включил инструкцию по заполнению заявок (п.4.1 документации об аукционе). В соответствии с указанной инструкцией участник закупки, при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, должен указать в своей первой части заявки на участие в электронном аукционе "Конкретные показатели".
Анализируя названные положения документации об аукционе, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указания конкретного значения данного показателя.
Таким образом, применительно к приведенному товару конкретное значение по установленному Заказчиком показателю, возможно указать только по результатам испытания готовой продукции.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Установление однозначного, безальтернативного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть указаны в диапазоне, в частности, на стадии подачи заявок, противоречит основам гражданского законодательства.
Неправомерные действия Заказчика в данной части повлекли неблагоприятные последствия для Заявителя.
Также, данная позиция подтверждается в представленных Заказчиком в дело паспортах качества на готовую продукцию.
Ввиду вышеизложенного, Заказчик, установив требования о предоставлении участниками закупки показателей товаров в первой части заявки только в конкретном значении, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
2) При проведении внеплановой проверки, Комиссией установлено:
Согласно части 1 статьи 64 Закона, документация о закупке должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно ч.5 ст.66 Закона, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в п. 18 информационной карты Заказчик установил требование о предоставлении во второй части заявки декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона.
Подтверждать свое соответствие п.10 ч.1 ст.31 Закона, участник закупки в силу Закона, не обязан.
Таким образом, Заказчик, установив в документации требования ко второй части заявки несоответствующие ч.5 ст.66 Закона, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 и в соответствии ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Сорго" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения Предписания об аннулировании закупки.
4. Электронной торговой площадке обеспечить возможность Заказчику, комиссии Заказчика исполнить выданное Предписание.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
К.А. Коренченко
А.Д. Кравцов
А.В. Король |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 ноября 2015 г. N 2223/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015