Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 ноября 2015 г. N 501/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.;
специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.;
В присутствии:
от заявителя жалобы - неявка, уведомлен;
от заказчика - Волкова А.А. (доверенность от 27.10.2015)
Рассмотрев жалобу ООО "Восток" на действия заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса котировок по объекту: "Заправка автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 г. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) (извещение N0261100000115000071).
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Восток" на действия заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса котировок по объекту: "Заправка автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 г. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)" (извещение N0261100000115000071).
По мнению заявителя жалобы, документация о проведении запроса котировок, утвержденная заказчиком - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,, не соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации о проведении запроса котировок установил не соответствующие Закону о контрактной системе требования к объекту закупки, ограничивающие конкуренцию, а именно:
1. объединил в одну закупку популярное топливо и редко реализуемое, что привело к ограничению конкуренцию;
2. не описал каким образом будет оплачиваться товар т.е. бензин и дизельное топливо, т.к. в проекте контракта речь идет об оказании услуг по осуществлению заправки автомобилей топливом;
3. установил в проекте Контракта, что заправка автотранспорта должна осуществляется с применением пластиковых карт, а не с использованием других средств.
4. а также в техническом задании указал, что услуги по заправке автотранспорта должны предоставляться через сеть АЗС (автозаправочных станций), расположенных в г. Южно-Сахалинске, что вновь привело к ограничению конкуренции.
Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, считает их необоснованными.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.
Заказчиком - 20.10.2015 утверждена документация о проведении запроса котировок "Заправка автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 г. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)", размещенная на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru - 20.10.2015.
Дата и время окончания подачи заявок в соответствии с извещением о проведении запроса котировок - 30.10.2015 09:30.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В технической части документации "Заправка автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 г. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)" установлены требования по заправке автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 года.
Техническое задание является исходным документом, который учитывает основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач закупки, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к товару, работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования, Приложение N 1 - Техническое задание содержит описание того, что необходимо заказчику, и процесс достижения необходимого результата.
Техническое задание по заправке автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 года (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) содержит сведения о количестве и требованиях к каждому виду топлива, которые должны соответствовать требованиям ГОСТов, соответствующим требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. N 118. В связи с тем, что у заказчика имеются в наличии автомобили, которые заправляются АИ-98, заказчик обосновано включил бензин Супер Евро-98 (АИ-98) в перечень приобретаемого топлива. Кроме того, данный вид топлива имеется в наличие у многих поставщиков г. Южно-Сахалинска, которые, имея заинтересованность, могли бы участвовать в запросе котировок. Другие, как указал заявитель в жалобе популярные виды топлива, заказчику не требуются.
В соответствии с предметом договора (контракта) на оказание услуг, одна сторона обязуется по заданию другой стороны предоставлять услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или совершения определенной деятельности на платной основе, если иное не предусмотрено договором (контрактом). Особенностью договора (контракта) об оказании услуг является, прежде всего, нематериальный характер объекта договора (контракта), при этом продается не сам результат, а действия, которые к нему привели. Таким образом, согласно п. 1.1 проекта Контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по заправке автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 года (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Необходимо заметить, что гражданское законодательство исходит из принципа возмездности договора (контракта), если иное не предусмотрено законом, самим договором (контрактом) или не вытекает из сути обязательства. Если в договоре (контракте) об оказании услуг предусмотрена оплата, она должна быть совершена в размере, сроки и в порядке, установленном договором (контрактом). Согласно п. 2.1 проекта Контракта, оплата за фактически оказанные услуги (т.е. обязательства, изложенные в Техническом задании - Приложение N 1 к Контракту) осуществляется в соответствии с тарифами на предоставление услуг по заправке автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 года (Приложение N 2 к Контракту, которое является неотъемлемой частью Контракта). В разделе 2 проекта Контракта четко изложена форма, порядок и сроки оплаты за оказанные услуги.
С доводами, изложенными в п. 3 жалобы, заказчик не согласился. Отпуск нефтепродуктов с применением пластиковых карт является распространенным способом заправки автомобилей. Из условий проекта контракта следует, что при отпуске нефтепродуктов по пластиковым картам каких-либо других расчетов между продавцом и лицом, являющимся пользователем карты и получающим нефтепродукты, произведено не будет. Таким образом, в рассматриваемых отношениях пластиковая карта будет заказчиком использоваться как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты (физическому лицу, сотруднику организации) получить от лица покупателя определенное количество товара без непосредственных расчетов за полученный товар, при этом назначение карты определено условиями проекта контракта.
В п. 5 Технического задания заказчика указано место предоставления услуг, а именно то, что услуги по заправке автотранспорта должны предоставляться через сеть АЗС (автозаправочных станций), расположенных в г. Южно-Сахалинске. Данное требование заказчиком установлено в п. 3 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок), без указания определенного количества автозаправочных станций.
Согласно п. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик не выставляет никаких ограничений к участникам закупки как относительно производственных мощностей, технологического оборудования, так и в отношении трудовых, финансовых и других ресурсов.
С учетом изложенного, требования, установленные Заказчиком, не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, созданию конкретным участникам торгов преимущественных условий участия в торгах или нарушения порядка определения победителя.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Восток" на действия заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса котировок по объекту: "Заправка автотранспорта Отделения бензином и дизтопливом в 4 квартале 2015 г. в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)" (извещение N0261100000115000071), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 ноября 2015 г. N 501/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2015