Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 ноября 2015 г. N 515/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомова Ю.А.
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
В присутствии представителей от заказчика - Епишко В.Ф., Самининой И.В., Алисовой Н.А., Полярус А.Ю., в отсутствии представителей заявителя, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ГеоДом" на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по уточнению границ и мониторингу состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Сахалинской области" (извещение N0161200001515000037),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 09.11.2015 поступили жалобы ООО "ГеоДом" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее также - Заказчик) по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по уточнению границ и мониторингу состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Сахалинской области" (извещение N0161200001515000037) (далее - конкурс).
По мнению заявителей жалоб, утвержденная заказчиком конкурсная документация не соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена документация о проведении открытого конкурса "Выполнение работ по уточнению границ и мониторингу состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Сахалинской области", размещенная 26.10.2015 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Общество в своей жалобе указало, что конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики работ", а оценка осуществляется лишь по наличию либо отсутствии проработанных предложений. При этом невозможно понять, до какой степени участникам закупки необходимо максимально детализировано и расширено изложить свои предложения по порядку и методологии выполнения работ, по наличию решений, позволяющих сделать вывод о порядке предпринимаемых Исполнителем действий в ходе выполнения работ, соответствующие Разделу III "Требование к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации. При формальном наличии предложений, отличающихся от технического задания, все участники должны получить максимальное количество баллов, в результате чего теряется всякий смысл в оценке поданных заявок. Из установленных заказчиком критериев однозначно не следует, что конкретно имеется ввиду под порядком и методологией выполнения работ, по наличию решений, позволяющих сделать вывод о порядке предпринимаемых Исполнителем действий в ходе выполнения работ, так как члены будут трактовать эти понятия по разному.
В соответствии с п. 9 ч. 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 10 Правил 10 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В п. 57 Конкурсной документации установлено, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" применяется показатель "Качество работы".
Порядок оценки показателя "Качество работы":
Максимальное количество баллов - 100 баллов.
Предмет оценки: качество работы, а именно предложения участника закупки по порядку и методологии выполнения работ.
Документы: предложения участника закупки о качественных, функциональных и технических характеристиках выполняемых работ и данные форм 4.2 "Предложения участника закупки по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе" и 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работ, учитывающие требования заказчика, изложенные в Разделе III. Конкурсной документации".
Порядок оценки предложений участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ:
Оценка осуществляется членами Конкурсной комиссии на основе рассмотрения содержащегося в заявке описания выполнения работ с указанием методов и способов ее выполнения.
Членами Конкурсной комиссии оценивается качество выполнения работ, а именно предложения по порядку и методологии выполнения работ.
Установлена следующая шкала оценки:
Максимальное количество баллов - 100 баллов, присуждается заявке на участие в конкурсе, которая содержит предложения по порядку и методологии выполнения работ, по наличию решений, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий в ходе выполнения работ, соответствующие Разделу III "Требование к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации;
50 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, которая содержит предложения по порядку и методологии выполнения работ, при этом в заявке отсутствуют решения, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий в ходе выполнения работ, соответствующие Разделу III "Требование к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации;
0 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, которая не содержит сведения по порядку и методологии выполнения работ, соответствующие Разделу III "Требование к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации, а также, если в заявке полностью повторяется текст "Требований к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ", изложенных в Разделе III Конкурсной документации.
Проанализировав указанные положения конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет объективно произвести оценку заявок участников, поскольку не установлены пропорциональная либо другая объективная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, а также создает предпосылки для злоупотребления должностными лицами конкурсной комиссии полномочий при подведении итогов по указанному выше критерию.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГеоДом" на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по уточнению границ и мониторингу состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Сахалинской области" (извещение N0161200001515000037) - обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин
О.О. Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 ноября 2015 г. N 515/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015