Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 октября 2015 г. N 470/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
в присутствии представителей от заказчика - Мараховской О.В., Вилькера А.В., Петраченко А.Л., Марковчиной Т.А.; от заявителя жалобы - Андреева Е.П. рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика - Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по созданию комплексной системы ситуационного наблюдения Сахалинской области" (извещение N 0161200003015000018),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 09.10.2015 поступила жалоба ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области (далее - Заказчик), по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по созданию комплексной системы ситуационного наблюдения Сахалинской области" (извещение N 0161200003015000018).
По мнению заявителей жалобы, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена документация об электронном аукционе извещение N 0161200003015000018, размещенная 15.09.2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru. Согласно информации с официального сайта http://zakupki.gov.ru, 25.09.2015 Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона NИИ1.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчиком допущено множество нарушений, которые выразились в следующем.
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику аукциона в части предоставления действующей лицензии ФСБ России на осуществление разработке, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили следующее.
Предметом, заключаемого по итогам аукциона, контракта является создание комплексной системы ситуационного наблюдения, основная цель которой - осуществление контроля за состоянием и событиями в местах массового скопления людей, движением автотранспорта на дорогах, перекрестках и пешеходных переходах, граничащих с местами массового скопления людей, и оперативного доведения требуемой информации до органов и служб, ответственных за обеспечение безопасности (КССМ).
В соответствии с условиями Технического задания аукционной документации в состав работ по развертыванию КССМ и монтажу оборудования КССМ включено выполнение работ по созданию технической документации и созданию в рамках КССМ подсистемы обеспечения информационной безопасности (ПОИБ). Указанная подсистема обеспечивает безопасность защищаемой информации (п. 4.1.1 Технического здания), кроме того, так как данная подсистема будет взаимодействовать с другими (внешними) системами, она должна обладать возможностью шифрования информации, так как информация будет передаваться по внешним каналам связи. В связи с тем, что разрабатываемая система должна иметь связь с системами других организаций (п. 4.1.2 Технического задания), необходимо предусмотреть защиту информации при взаимодействии с системами муниципальных и городских ведомств. Так как обеспечение защиты информации при ее передаче по каналам связи является одной из важнейших задач при создании ПОИБ, создание данной системы возможно только при соблюдении требований, установленных Указами Президента РФ от 17.03.2008 N 35 1 и от 22.05.2015 N 260:
Указ 351 (п. 1, подпункт Б).
- при необходимости подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данного требования является обязательным для операторов информационных систем, владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и (или) средств вычислительной техники
Указ 260 (пункт 1)
- подключение информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через российский государственный сегмент сети "Интернет" (далее - российский сегмент) осуществляется по каналам передачи данных, защищенным с использованием шифровальных (криптографических) средств (далее - защищенные каналы).
На основании изложенного, в КССМ необходимо предусмотреть криптографические методы защиты информации. В соответствии с п. 4.2.5.2 Технического задания аукционной документации разработка технической документации на ПОИБ должна осуществляться в соответствии с нормативными документами ФСТЭК России и ФСБ России в зависимости от результатов проведенной классификации КССМ и моделирования угроз.
Кроме того, в п. 5.2.1.3 Технического задания аукционной документации указано, что на этапе развертывания КССМ Исполнителем должна быть создана следующая техническая документация для ПОИБ:
- Модель угроз и нарушителя информационной безопасности;
- Частное техническое задание на подсистему обеспечения информационной безопасности;
- Пояснительная записка на подсистему обеспечения информационной безопасности;
- Спецификация оборудования на подсистему обеспечения информационной безопасности.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности но разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", при разработке информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, необходимо наличие лицензии на соответствующие виды деятельности.
Согласно п. 2 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313 к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства относятся программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствие с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, что и требуется в данном конкретном случае. Довод Заявителя о том, что лицензия не требуется на разработку технической документации несостоятелен, так как именно на основании указанной документации и будет создаваться вся система, а соответственно документация должна быть подготовлена квалифицированным Исполнителем.
В соответствии с п. 2 и 3 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в работы, подлежащие лицензированию, включены:
- разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Учитывая сложность данных работ и необходимость понимания специфики предмета, а также в соответствии с лицензионными требованиями к соискателю, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 313, необходимо чтобы указанные работы были выполнены квалифицированным персоналом, обладающий опытом в данной сфере.
В соответствии с пп. б, в, д п. 6 Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 313 соискатель лицензии должен выполнить требования по обеспечению информационной безопасности, должен обладать условиями для соблюдения конфиденциальной информации, а также обладать квалифицированным персоналом (с профильным образованием по направлению подготовки "Информационная безопасность" и опытом работы в рамках лицензируемой деятельности с определенным стажем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупке.
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющих государственную тайну", так же в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационным технологиях и о защите информации" установлены требования по защите государственных информационных систем обладателю информации (заказчику) или оператору системы. Согласно "Положения об агентстве по информационным технологиям и связи Сахалинской области", утверждённым постановлением Правительства Сахалинской области от 08.08.201 1 N 316 агентство наделено полномочиями "Осуществляет координацию, развитие, техническое обслуживание и эксплуатацию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Сахалинской области". Соответственно необходимо использование криптографического шифрования для обеспечения защиты системы.
Таким образом, установление требования о наличии указанной выше лицензии обосновано требованиями действующего законодательства.
Кроме того, Заказчик разъяснял требование лицензии в ответе на запрос на разъяснение положений документации, опубликованном на www.zakupki.gov.ru.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушена норма ст. 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки. Заявитель утверждает, что не представляется возможным выполнить работы, так как невозможно определить необходимый объем работ.
В опубликованном ответе на запрос участника было предоставлено исчерпывающее разъяснение (N 3 и N7) о том, что перечень камер, подлежащих интеграции в подсистему видеонаблюдения, предлагаемую участником, приведён в Приложении А части III (техническое задание) аукционной документации. Приведённая в данном перечне информация о моделях камер позволяет определить характеристики и способы подключения. Помимо этого, для получения видеопотоков с камер, перечисленных в Приложении А, допускается реализовать интеграцию подсистемы видеонаблюдения с установленными ранее системами сбора видеоданных.
Кроме того, в Техническом задании (п. 4.2.1.4) говорится об обеспечении возможности предлагаемого участником аукциона ПО в части интеграции с ранее установленными системами сбора видеоданных, что не накладывает на участника обязательств по выполнению работы по интеграции и не препятствует участникам в определении объема выполнения работ.
Описание объекта для проведения работ по интеграции камер в систему видеонаблюдения оформлено надлежащим образом, позволяющим оценить объем указанных работ.
На участие в аукционе подано 4 заявки, запросов по разъяснению данных пунктов больше не поступало.
3. П. 2.2. жалобы Заявителя указано "Также, исходя из пункта 7 технического задания, Заказчик обеспечивает со своей стороны выполнение работ, в том числе предоставления помещений, требования к которым установлены разделом 7.1.:_" (далее в разделе 7.1 описание работ) и "_Если приведенные выше работы должен выполнить Исполнитель, то должен быть приложен технический паспорт здания_, ведомость материалов, но в связи с отсутствием перечисленных документов невозможно оценить стоимость запрашиваемых работ".
В техническом задании, раздел 7, явно указано, что обеспечение требований к серверному помещению в соответствии с разделом 7.1 Технического задания находится в зоне ответственности самого Заказчика. Таким образом, предположение Заявителя о том, что данные работы должен выполнить Исполнитель являются необоснованными. Включение указанного описания в Техническое задание направлено па всестороннее и полноценное описание объема работ и объекта закупки.
4. Доводы Заявителя, указанные в п. 2.3 Жалобы также не находят своего подтверждения. Довод заключается в том, что отсутствует информация о технических условиях существующих каналов связи в п. 4.3.2.3.1 технического задания.
В п. 4.3.2.3.1 приведены исчерпывающие и однозначные требования по составу и характеристикам оборудования для подключения камер видеонаблюдения к каналам связи. В частности, в п. 4.3.2.3.1 приведены характеристики уличных коммутаторов (коммутатора уровня объекта) с указанием требований к поддерживаемым интерфейсам и металлического коммутационного шкафа с необходимым наполнением.
В п. 4.3.2.6.1 также приведены исчерпывающие и однозначные требования по составу и характеристикам узлового оборудования, к которому необходимо обеспечить подключение средств КДД.
На опубликованный в ходе этапа подачи аналогичный запрос участника, Заказчиком предоставлено разъяснение, в котором указана технология, предполагаемая к использованию при подключении к существующей сети передачи данных. В частности, было предложено использовать технологию Ethernet; при этом отсутствие жестких требований к пропускной способности, наоборот, позволяет участникам подобрать оптимальное техническое решение для минимизации совокупной стоимости проекта, что дополнительно способствует повышению конкуренции.
Техническое решение по организации передачи данных между точками размещения оборудования (в том числе, использование существующих каналов связи различных операторов связи) прорабатывается участником аукциона самостоятельно, с учетом указанных в документации сведений о местах размещения оборудования и особенностей предлагаемого участником решения.
Использование термина "информация о технических условиях существующих каналов связи" некорректно в связи с тем, что технические условия применительно к каналам связи выдаются при подключении абонентов к сетям связи, а аукционной документацией предусматривается исключительно обеспечение взаимосвязи отдельных компонентов технологического оборудования в единую систему. Для этого могут быть использованы различные варианты (в том числе аренда каналов у операторов связи) для чего на предлагаемом участником аукциона оборудовании должна быть обеспечена возможность и предусмотрены технические средства для подключения оборудования к существующим каналам связи.
Информация о количестве и типах интерфейсов, как уже говорилось выше, представлена в Техническом задании исчерпывающим образом.
5. В и. 2.4 Жалобы Заявитель указывает на то, что установлено требование о наличия лицензии связи у Исполнителя.
На опубликованный в ходе этапа подачи аналогичный запрос участника предоставлено разъяснение (N 4) о том, что в соответствии с разделом 7, Заказчик со своей стороны обеспечивает выполнение определённых работ. В том числе "Организацию двух (с возможностью последующего расширения) цифровых соединительных линий El (G.703, 120 Ом) с сигнализацией EDSS-I (либо ОКСN7) к оператору местной телефонной связи для обеспечения маршрутизации телефонных вызовов к подсистеме приёма и обработки тревожных сообщений от существующих Узлов Спецслужб". Предоставление потоков Е1 обеспечивает оператор связи, обладающий всеми необходимыми лицензиями на данный вид деятельности. Заказчик, как указано, обеспечивает лишь организационную поддержку данного вида работ.
Из ответа четко следует, что "Предоставление потоков Е1 обеспечивает оператор связи". К Исполнителю не предъявляется требований по наличию лицензий связи. Предметом закупки не предусмотрено оказание услуг связи, в том числе с использованием технологической сети связи.
Довод признается необоснованным.
6. В п. 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3, и 2.5.4 жалобы Заявителем делается вывод о невозможности определения требований к оборудованию, что также ограничивает конкуренцию. Невозможно определить эквивалент.
Представители Заказчика пояснили, что в случае заинтересованности в подаче заявки па участие в торгах и понимания специфики работы с указанным оборудованием можно без особых трудностей определить все необходимые функциональные и количественные характеристики товаров, для которых указано требование поставки эквивалента конкретного оборудования. Например, они могут быть уточнены па официальном сайте производителя. Предлагаемый участником аукциона эквивалент должен обладать характеристиками не хуже тех, которыми обладает товар, указанного наименование/обозначения.
Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений на указание в объекте закупки точных значений показателей закупаемого товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик не ограничил конкуренцию, что также подтверждается наличием 4 заявок на участие в аукционе.
Таким образом, приведённые требования к товарам носят объективный характер, полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, в адрес Заказчика неоднократно поступали запросы на разъяснения положений документации, в том числе содержащее в себе требования участников. В целях устранения разночтений документации и на разъяснения неясных положений, Заказчик в полном объеме и своевременно отвечал па представленные запросы, вносил изменения в документацию в целях приведения ее в соответствие с законодательством и в целях устранения неточностей и технических ошибок. Все указанные документы опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика - Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по созданию комплексной системы ситуационного наблюдения Сахалинской области" (извещение N 0161200003015000018) - необоснованной.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии О.О. Щур
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 октября 2015 г. N 470/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015