Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 октября 2015 г. N 477/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом рассмотрев жалобу ООО "СибЭнергоКом" на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Модульная котельная для СК "Арена" в пгт. Ноглики" (извещение N 0161300001415000075),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 14.10.2015 поступила жалоба ООО "СибЭнергоКом" (далее также - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее также - Заказчик) по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведении электронного аукциона по объекту: "Модульная котельная для СК "Арена" в пгт. Ноглики" (извещение N 0161300001415000075) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя жалобы, Заказчик в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) утвердил аукционную документацию.
Заказчиком утверждена аукционная документация "Модульная котельная для СК "Арена" в пгт. Ноглики", размещенная 28.09.2015 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчиком при утверждении документации допущены следующие нарушения:
1. В п.27 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено требование к содержанию второй части заявки, в частности представить декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ;
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Объектом закупки аукциона не являются права на результаты интеллектуальной деятельности, в связи с этим, требование о предоставления в составе второй, части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе является не законным. Довод жалобы признается обоснованным.
2. В п.21 Информационной карты документации Заказчиком установлено: Все работы осуществить согласно действующим нормам и правилам:
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы";
ГОСТ 30673-99 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия";
ГОСТ 30971-2002 Международный стандарт "Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия";
Однако, выполнить работы, согласно указанным нормативным документам не представляется возможным в виду следующего:
СНиП 35-01-2001 утратил силу с 1 января 2013 года в связи изданием Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 605. Взамен введен в действие СП 59.13330.2012.
СНиП 3.05.01-85 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/17, которым утвержден Свод правил СП 73.13330.2012.
ГОСТ 30673-99 утратил силу с 1 мая 2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.10.2014 N 1372-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 30673-2013.
ГОСТ 30971-2002 утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 1983-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 30971-2012.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Таким образом, довод жалобы признается обоснованным, а заказчик нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В разделе 11 контракта указано, что действует до момента полного выполнения обязательств по Муниципальному Контракту и истечения гарантийных сроков. Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет. Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.
Довод признается необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 4.1. проекта контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению обязательств по настоящему муниципальному контракту со дня следующего за днём заключения муниципального контракта и закончить работы в срок, указанный в п.4.2. настоящего контракта. В п. 4.2. указано, что срок выполнения работ в течение 60 (Шестидесяти) календарных дней, со дня, следующего за днём заключения муниципального контракта.
Таким образом, представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией выявлены нарушения в действиях Заказчика, которые выразились в следующем.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе указанный в ч. 6 указанной статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в ч. 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся (ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 28.09.2015 N0161300001415000075, в разделе "Информация о процедуре закупки" дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 16.10.2015.
Однако согласно тому же извещению в разделе "Протоколы работы комиссии, полученные с электронной площадки (ЭП)" 20.10.2015 опубликован протокол рассмотрения единственной заявки на электронный аукцион.
Согласно информации из протокола, датой принятия решения / датой подписания письменного протокола является 19.10.2015.
Таким образом, Заказчик нарушил требование ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, так как датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников являлась 16.10.2015.
Также, согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 указанного закона.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) указанной статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 указанной статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 указанной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи.
Таким образом, при наличии в составе заявки (ее второй части) на участие в электронном аукционе документа несоответствующего установленным законодательством требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, при условии, что такие требования установлены аукционной документацией, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Вместе с тем, требования заказчика в аукционной документации должны соответствовать требованиям Закона о контрактной системе, а также не противоречить требованиям (условиям) указанных в самой документации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
В силу ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 указанного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В ч. 4 ст. 55.8 ГрК указанно, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В п. 27 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: Участник закупки должен предоставить в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 3. Земляные работы (перечислены конкретные виды работ); 10. Монтаж металлических конструкций (перечислены конкретные виды работ); 24. Пусконаладочные работы (перечислены конкретные виды работ); 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.5 Объекты теплоснабжения.
Однако в документации имеются сведения, а именно в разделе 6 "Проекта контракта" указано: 6.1.3. Привлекать Субподрядчиков к выполнению работ по настоящему муниципальному контракту. В этом случае Подрядчик выступает Генподрядчиком по отношению к Субподрядчикам. Генеральный подрядчик несёт ответственность пред Заказчиком за убытки и последствия, причинённые Субподрядчиком в случае неисполнения обязательств по Муниципальному контракту.
На основании вышеуказанного комиссия решила, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. Участнику необходимо представить свидетельство СРО о допуске к работам по строительству. Если аукционная документация предусматривает возможность привлечения к выполнению работ субподрядчиков, то лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам только по организации строительства (ч. 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ). Поскольку для конкретных видов работ участник вправе привлекать субподрядчиков (п. 6.1.3 проекта контракта), требование о наличии у него свидетельства СРО о допуске к таким видам работ неправомерно.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СибЭнергоКом" на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Модульная котельная для СК "Арена" в пгт. Ноглики" (извещение N 0161300001415000075) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, и п. 8 ч. 1 ст. 31,
п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения подрядчика.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии О.О. Щур
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 октября 2015 г. N 477/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2015