Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 октября 2015 г. N 482/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика- Кудинов Е.В.;
от уполномоченного органа - Косякиной Н.Г.;
ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" - Карандаев Е.А., Подорожная О.И.
Рассмотрев жалобу ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" на действия муниципального заказчика - МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по объекту "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях (в том числе ПСД)". (Газификация котельной в с. Березняки ГО "Город Южно-Сахалинск") (извещение N 0161300000115001417) (далее - конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" на действия муниципального заказчика - МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения конкурса. По мнению заявителя жалобы, при утверждении документации конкурса муниципальным заказчиком и уполномоченным органом допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители муниципального заказчика и уполномоченного органа считают свои действия соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 29.09.2015 года опубликована утвержденная муниципальным заказчиком и согласованная с уполномоченным органом конкурсная документация.
На участие в конкурсе в соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 21.10.2015 NПВК1 подано 5 заявок участников.
Представители заявителя жалобы на заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе:
1. Отсутствие в документации технических условий на проектирование сетей инженерного обеспечения не позволяют оценить объем возможных работ по проектированию сетей инженерного обеспечения.
В соответствии с разделом 5 Задания на выполнение проектных работ по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях (в том числе ПСД)" (Газификация котельной в с. Березняки ГО "Город Южно-Сахалинск"), являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлены следующие этапы выполнения работ:
1 этап. Сбор исходных данных (получение технических условий, справок и т.д.) в установленном порядке.
2 этап. Проведение инженерных изысканий в объеме, достаточном для выполнения проектных работ по объекту.
3 этап. "Проектная документация", включая все виды и объемы работ, предусмотренные согласно технической части на проектирование.
4 этап. Согласование проекта с Заказчиком и всеми заинтересованными организациями: газораспределительной (эксплуатирующей) организацией, организациями, выдавшими технические условия, Департаментом городского хозяйства (отделом инженерных сетей Департамента городского хозяйства) администрации города Южно-Сахалинска, ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания", ОАО "Ростелеком":
5 этап. Сопровождение проектной документации в Управлении Государственной экспертизы по Сахалинской области.
6 этап. Рабочая документация.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе правом заказчика является описании объекта закупки исходя из собственных потребностей.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
2. Заявитель жалобы считает, что заказчиком неправомерно объединены в одну закупку разные виды работ.
Предметом проводимого конкурса является разработка проектной документации.
В то же время, в соответствии с разделом 5 Задания на выполнение проектных работ по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях (в том числе ПСД)" (Газификация котельной в с. Березняки ГО "Город Южно-Сахалинск"), являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлены этапы выполнения работ, в том числе 2 этап. Проведение инженерных изысканий в объеме, достаточном для выполнения проектных работ по объекту.
Как следует из Перечня видов работ, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
На основании ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Работы по инженерно-геологическим и инженерно-геодезическим изысканиям включены в п.п. 1, 2 раздела I Перечня, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) обозначены п. 13 раздела II Перечня.
Получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличие разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Отсутствие технологической взаимосвязи подтверждается тем, что при выполнении данных работ используются технологии присущие каждой из данных видов деятельности отдельно.
Иными словами, специалист в области инженерных изысканий не может разработать проектную документацию, аналогично, проектировщик не может выполнить работы по инженерным изысканиям.
Работы, связанные с изысканиями и проектированием представляются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников размещения заказа, готовых выполнить указанные работы.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные между собой работы, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют наличия разных свидетельств о допуске к работам, выданных саморегулируемыми организациями в разных областях, специалистов, трудовых, технических и других ресурсов, что нарушает требования ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Сахалинской области по делу А59-166/2014 от 03.04.2014 года.
3. В третьем и четвертом доводах жалобы заявитель считает, что заказчиком неверно определена начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, к полномочиям Федеральной антимонопольной службы указанные функции не отнесены и у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению указанных доводов жалобы, в связи с чем, комиссия рекомендует по данным вопросам обратиться в орган финансового контроля администрации г.Южно-Сахалинска.
4. Заявитель считает, что п.6.10 муниципального контракта не соответствует нормам действующего гражданского законодательства.
Пункт 6.10 проекта муниципального контракта устанавливает: "Подрядчик несёт ответственность за необеспечение получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в виде штрафа, установленной п. 7.2. настоящего Контракта, за каждый день с даты окончания срока оказания экспертных услуг до фактической даты выдачи положительного заключения, если не докажет, что его вина в задержке выдачи положительного заключения отсутствует".
В свою очередь п.7.2 проекта контракта установлено: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего Контракта Подрядчиком, Заказчик начисляет Подрядчику штраф в сумме ___ (_____________) рублей ___ коп., определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Штраф начисляется за следующие нарушения обязательств:
- необеспечение явки руководителя проекта (главного инженера проекта) для передачи результата проектных работ представителю Заказчика и составления акта о недостатках и/или отказ руководителя проекта (главного инженера проекта) от составления и/или подписания акта о недостатках, либо отказ от получения копии такого акта;
- не предъявление в течение одного рабочего дня с момента поступления такого требования, представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право субподрядчика на выполнение порученных ему Подрядчиком работ по объекту (договор субподряда и свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность Объектов капитального строительства);
- за отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную Документацию, разработанную по настоящему Контракту.
- за нарушение порядка передачи результата работ, установленного п. 6.6. настоящего Контракта;
- за каждый случай обнаружения недостатков в Документации (несоответствие объемов работ, отсутствие проектных решений на отдельные виды работ и т.д.) в течение гарантийного срока, а также за каждый случай нарушения сроков устранения выявленных недостатков, выявленных как в момент приемки работ, так и в течение гарантийного срока;
- несвоевременное предоставление информации о смене банковских реквизитов.
- нарушение пункта 5.1.17".
Указанные требования полностью соответствуют Закону о контрактной системе.
Довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности по "обеспечению получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации" не находит своего подтверждения, так как заключение государственной экспертизы определяет соответствие выполненной работы законодательству Российской Федерации и в случае выявления при проведении экспертизы нарушений результаты работы могут быть признаны не выполненными и заказчик вправе устанавливать за это требования по ответственности исполнителя контракта.
Согласно требованиям пунктов 2,3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" на действия муниципального заказчика - МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по объекту "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях (в том числе ПСД)". (Газификация котельной в с. Березняки ГО "Город Южно-Сахалинск") (извещение N 0161300000115001417) - частично обоснованной;
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях муниципального заказчика при утверждении документации установлено нарушение требований ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, допустившего нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии О.О. Щур
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 октября 2015 г. N 482/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015