Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 ноября 2015 г. N 493/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.,
в присутствии представителя заявителя- Кириллова К.И., в отсутствии представителей заказчика, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО СКФ "РОССТРОЙ" на действия аукционной комиссии - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N3 пгт. Ноглики" (извещение N0161300001415000081),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 29.10.2015 поступила жалоба ООО СКФ "РОССТРОЙ" (далее также - Заявитель, Общество), на действия аукционной комиссии - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее также - Заказчик, аукционная комиссия) по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N3 пгт. Ноглики" (извещение N0161300001415000081) (далее -аукцион).
По мнению Заявителя жалобы, аукционная комиссия в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) признала не соответствующей требованиям заявку Общества (заявка N7).
Рассмотрение жалобы начато 03.11.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также с целью принятии законного и обоснованного решения, Комиссией объявлен перерыв в соответствии с п. 3.33 Административного регламента. В частности, направлен запрос в адрес ЗАО "Сбербанк АСТ" на предоставление вторых частей заявок всех участников аукциона.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена аукционная документация, размещенная 06.10.2015 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Так, согласно протоколу N27-10-15 подведения итогов электронного аукциона от 27.10.2015 заявка Общества N 7 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе на основании п.1 ч. 6 ст. 69 Закона. Вторая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме пп.5 п. 27 раздела 2. Информационная карта электронного аукциона и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона. Обоснование принятого решения: Представленные, участником закупки, Контракт (файл нечитаемый), карточка контракта (сведения о муниципальном контракте от 03.07.2012 N 032-052-12), приложение N 1 и N 2 к МК N 032-052-12 (по объекту "Реконструкция площади Славы в г. Южно-Сахалинске"), в том числе документы, подтверждающие его исполнение (КС-11 (акт приемки законченного строительством объекта от 15.01.2014 г.), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2013 г.), не является аналогичным объекту закупки "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N3 пгт. Ноглики". Таким образом, участник закупки не подтвердил наличие опыта исполнения контракта (договора) соответствующий настоящему электронному аукцион.
Кроме того, заявка участника под N 3 признана не соответствующей требованиям, по тем же основаниям, что и заявка Общества, а именно, представлены документы в качестве подтверждения опыта, не являются аналогичными объекту закупки.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 указанного закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N99) в соответствии с Законом о контрактной Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к указанному постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению N 99 в п. 2 указано, что выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКГ1Д) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Соответствующими работами согласно примечанию (<*>) к Приложению N1 является требование о наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В п.п. 5 п. 27 Информационной карты аукционной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать документы подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки выполненных работ должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока заявок на участие в аукционе.
Также в п. 29 Информационной карты аукционной документации указаны дополнительные требования в соответствии с Законом о контрактной системе и Постановлением N99 - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цена лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, в аукционной документации Заказчик не устанавливает требование о том, что опыт подтверждается аналогичными предмету закупки работам.
Также из аукционной документации следует, что объектом закупки является объект капитального строительства.
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в п. 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту.
- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
В виду того, что объектом закупки является объект капитального строительства, то участнику закупки для соответствия требованиям аукционной документации, подтверждение своего опыта осуществляется путем предоставления копии документов (ранее исполненного контракта) по строительству, либо реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
В ч. 6 ст.69 Закона о контрактной системе указано, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Из представленной оператором электронной площадки информации следует:
В составе второй части заявки Общества N 7 в качестве документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства представлены документы по объекту: "Реконструкция площади Славы в г. Южно-Сахалинске". (При этом файл с копией контракта не зашифрован, читаем, что опровергает довод Заказчика, изложенный в возражении на жалобу).
Таким образом, в силу п. 29 Информационной карты аукционной документации, Постановления N 99, Закона о контрактной системе заявка Общества соответствует требованиям ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, требование о подтверждении участниками закупки опыта по аналогичным объекту закупки работам не содержится ни в Законе о контрактной системе, ни в Постановлении N 99.
Вместе с тем, в ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 указанного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, подтверждение опыта по принципу предоставления документов (копий контрактов) по выполнению работ аналогичных объекту закупки (работы по строительству), приводит к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению числа участников закупок, так как не все хозяйствующие субъекты имеют в наличии опыт по строительству объектов капитального строительства, однако, имеют достаточный опыт по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, чем также можно подтвердить опыт.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России решила признать аукционную комиссию нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, так как отклонила заявку Общества, которая соответствовала требованиям Закона о контрактной системе, аукционной документации.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки выявлено, что заявка участника под N3 также соответствовала ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как представленные документы по подтверждению опыта свидетельствуют о выполнении работ на объекте капитального строительства. Муниципальный контракт: "Капитальный ремонт улично-дорожной сети муниципального образования "Макаровский городской округ", в т. ч. разработка проектной документации".
Таким образом, аукционная комиссия также незаконно отклонила заявку под N3.
В соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СКФ "РОССТРОЙ" на действия аукционной комиссии - Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N3 пгт. Ноглики" (извещение N0161300001415000081) -обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
О.О. Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 ноября 2015 г. N 493/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015