Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 октября 2015 г. N 1305-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Медика", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медика" (620072, г. Екатеринбург, ул. Панельная, 11/б-33) о нарушении заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" (624740, Свердловская обл., г. Нижняя Салда, ул. Луначарского, 145) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0362300326215000055) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медика" (вх. N 01-20895 от 01.10.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0362300326215000055) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медика" указал, что требования к характеристикам товара, указанные в п.2 "дезинфицирующее средство", соответствуют в своей совокупности одному товару одного производителя, а именно: дезинфицирующему средству "Слэйбак", ввиду чего нарушены нормы Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
25 сентября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0362300326215000055 и аукционная документация на поставку дезинфицирующих средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 256 062,00 рублей.
05 октября 2015 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявка единственного участника ООО Лабораторная компания" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом закупки в соответствии п. 11.1 информационной карты аукционной документации является поставка дезинфицирующих средств.
Частью 2 аукционной документации установлено техническое требование заказчика на поставку товара, его функциональные и качественные характеристики, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
2 |
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее средство представляет собой жидкость, со слабым характерным запахом содержащую молочную кислоту 20%, алкилдиметилбензиламмоний хлорид 15%, неионогенное ПАВ, вспомогательные вещества. Средство содержит альдегидов, фенолов, отдушек. Срок годности средства 5 лет, рабочих растворов - 14 суток. Условия транспортировки средства возможны при температуре от -20°С + 30°С. Упаковка: флакон 1 литра. Средство предназначено для приготовления рабочего раствора заданной концентрации (по препарату) при определенной экспозиции (время обеззараживания), в соответствии с инструкцией по применению в присутствии людей. Дезинфицирующее средство предназначено для дезинфекции, в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой ИМН (включая эндоскопы и инструменты к ним) ручным и механизированным способом; дезинфекции комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, отсасывающих систем стоматологических установок, слюноотсосов и плевательниц; дезинфекция стоматологических оттисков, зубопротезных заготовок из керамики, металлов, пластмасс. Дезинфекции и утилизации крови, биологических жидкостей, дезинфекции кувезов; дезинфекция различных поверхностей (в т.ч. пораженных плесенью), обеззараживания белья, посуды, предметов ухода за больными; дезинфекция медицинских отходов (группы Б и В), для дезинфекции скорлупы пищевого яйца. Средство разрешено для применения в отделениях неонатологии . Биоцидная активность: активно в отношении вирусов (полиомиелит, энтеровирусыКоксаки, ЕСНО; гепатиты А, В и С, ВИЧ, грипп, в т.ч. "птичий грипп H5NI, "свиной грипп"H1N1", ОРВИ, герпес, цитомегаловирусы, аденовирусы и др.); микобактерий туберкулеза; бактерий; патогенных грибов родов Кандида, Трихофитон, Аспергиллюс, плесневых грибов. Срок хранения: концентрат - 5 лет, рабочие растворы - 14 суток. Многократное использование рабочих растворов в течение -14 суток. рН рабочих растворов 2,6. Выход рабочего раствора для обработки поверхностей: - при бактериальной инфекции при эксп.15 мин. 330л. Количество действующего вещества в рабочем растворе 0,1% - при вирусных инфекциях и дерматофитиях при эксп. 30 мин. 35 л. Выход рабочего раствора для дезинфекции изделий медицинского назначения: - для дезинфекции хирургических и стоматологических инструментов стоматологических оттисков и зубопротезных заготовок, стоматологических отсасывающих систем - при эксп.15 мин. 23 л. -для жестких и гибких эндоскопов и инструментов к ним при эксп. 10 мин. 33л. - для дезинфекции совмещенной с ПСО стоматологических и хирургических инструментов при эксп.30 мин. 34 литров - для дезинфекции совмещенной с ПСО гибких и жестких эндоскопов при эксп.10 мин. 35 литров - для дезинфекции кувезов при эксп.30 мин. 33 литров - для дезинфекции крови и рвотных масс 20 литров при эксп.60 мин. - для дезинфекции выделений (моча, смывные жидкости, эндоскопические, после ополаскивания зева и др.) - 50 литров при экспозиции 30 мин. Соотношение выделений и рабочего раствора средства 1:1 -для дезинфекции рвотных масс -16 литров при эксп. 30 мин. - для дезинфекции скорлупы пищевого яйца 40 литров при эксп.5 мин. Токсичность: Применение рабочего раствора средства в присутствии людей во всех разрешенных концентрациях без средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Контроль концентрации рабочих растворов средства осуществляется индикаторными полосками, соответствующими данному средству |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что исходя из своих потребностей, учреждением было составлено техническое задание, которое вместе с запросами коммерческих предложений было направлено в адрес потенциальных поставщиков.
В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал информацию о ценах на дезинфицирующее средство "Слэйбак" пр-ва ООО "УралстинолБио", Россия, поступившую от хозяйствующих субъектов (коммерческое предложение N1, 2, 3).
Также, представитель заказчика не представила Комиссии доказательств того, что установленным характеристикам соответствует какое-либо дезинфицирующее средство, кроме "Слэйбак".
Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, требования к характеристикам товара, указанные в п.2 "дезинфицирующее средство" аукционной документации соответствуют в своей совокупности одному товару одного производителя, а именно: дезинфицирующему средству "Слэйбак" пр-ва ООО "УралстинолБио", Россия, что нарушает п. 1 ч. 1, ч.3 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с ч. 3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 31 Закона о контактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2) утратил силу (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ); участник закупки не является офшорной компанией (п.10) (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
Частью 6 ст. 31 Закона о контактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки установлены в п. 13.1 информационной карты аукционной документации.
Таким образом, требование о правомочности участника закупки заключать контракт установлено заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, вместе с тем, в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе требования о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией, заказчиком установлено не было.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Пунктом 14.1 информационной карты аукционной документации предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе:
согласие участника аукциона на поставку "дезинфицирующих средств" на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к составу первой части заявки не отвечающее требованию п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медика" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" выявлено нарушение п. 10 ч. 1, 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч.3 ст.33, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 октября 2015 г. N 1305-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015