Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 октября 2015 г. N 1310-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
при участии представителей:
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Терпланпроект" (644033, Омская обл., г. Омск, ул. 1-я Затонская, д. 1/1, оф.41) о нарушении заказчиком в лице Администрации Камышловского городского округа (624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Свердлова, д. 41), уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности городской системы образования" (624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Урицкого, 14), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на внесение изменений в текстовую и графическую часть Правил землепользования и застройки Камышловского городского округа в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (извещение N 0862300006915000025) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Терпланпроект" (вх. N 01-21153 от 06.10.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Камышловского городского округа, уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности городской системы образования", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на внесение изменений в текстовую и графическую часть Правил землепользования и застройки Камышловского городского округа в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (извещение N 0862300006915000025) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Терпланпроект" обжалует положения конкурсной документации в части установления оценки значимости подкритерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", которая, по мнению заявителя жалобы, установлена заказчиком с нарушением норм Закона о контрактной системе, поскольку неясно что подлежит оценке по данному критерию и какое предложение участника будет считаться лучшим. На основании изложенного заявитель просит провести внеплановую проверку закупки по доводам изложенным в жалобе, выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
23.09.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0862300006915000025 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 468 200,00 рублей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлен в Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Правила оценки заявок), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Согласно п.1 Правил оценки заявок данные Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с п.3 Правил оценки заявок оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость содержатся в пункте 22 раздела 2 (Информационная карта) конкурсной документации. В соответствии с ним заказчиком установлены 2 критерия оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки (величина значимости критерия 40%).
В свою очередь критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит 2 подкритерия:
- наличие у участника открытого конкурса опыта разработки документов градостроительного зонирования за период 2012-2015 годы (максимальное значение - 25 баллов);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг) (максимальное значение - 75 баллов).
В соответствии с подкритерием "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг)" установлено, что для оценки заявки участника по данному подкритерию будет рассмотрена информация по:
-описанию технологии,
-методам выполнения работ,
-предложения по контролю качества за выполненными работами,
-предложения по организации взаимодействия с заказчиком.
Заявка, в которой, по мнению комиссии, предложен лучший вариант качества работы, получает 75 баллов. Заявка, в которой не предложен вариант качества работы, получает 0 баллов. Остальные заявки получают от 1 до 75 баллов соответственно.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке заявки участника по подкритерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия оценки заявок участников "квалификация участников закупки" может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, не установлено, что является лучшим предложением по данному критерию; указано лишь что "заявка, в которой, по мнению комиссии, предложен лучший вариант качества работы, получает 75 баллов".
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное описание технологии, его форма, что значит лучший вариант, худший вариант описания участников закупки оказываемых услуг, как будут оцениваться и в каком виде и форме участником должна быть представлена информация о методах выполнения работ, о предложениях по контролю качества за выполненными работами, по организации взаимодействия с заказчиком, каким образом по данному предложению может быть оценено качество услуг по внесению изменений в текстовую и графическую часть Правил землепользования и застройки Камышловского городского округа и раскрыто содержание соответствующего критерия оценки, чем будут руководствоваться члены комиссии, когда будут присваивать участникам закупки баллы по данному критерию оценки.
Таким образом, в конкурсной документации отсутствует шкала присвоения количества баллов за описание технологии, методов выполнения работ, предложение по контролю качества за выполненными работами, предложение по организации взаимодействия с заказчиком при оценке квалификации участника по подкритерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет административную ответственность по ч.4 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
По результатам проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Свердловского УФАС России также было установлено следующее.
Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать среди прочего следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее по тексту - Приказ Минрегиона России N 624).
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Предметом закупки в соответствии с пунктом 3 Информационной карты открытого конкурса является внесение изменений в Правила землепользования и застройки Камышловского городского округа в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Описание объекта закупки содержится в части 7 конкурсной документации. В соответствии с ним к содержанию выполняемых по данной закупке работ является приведение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для Камышловского городского округа в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" и иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, Камышловского городского округа, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, из предмета закупки и его описания (технического задания) не следует, что предметом рассматриваемого конкурса являются работы по проектированию, строительству или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В пункте 12 Информационной карты установлено требование к участникам закупки о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданного саморегулируемой организацией (п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)).
В соответствии с пунктом 18 Информационной карты состав заявки на участие в конкурсе входят в том числе документы, подтверждающие наличие свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданного саморегулируемой организацией (п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)).
Таким образом, поскольку объектом закупки не выступают работы по проектированию, строительству или капитальному ремонту объектов капитального строительства, требование к участнику закупки о наличии у него допуска СРО, а также требование, установленное к составу заявки участника о представлении им в составе заявки копии свидетельства о допуске СРО (п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)) установлены заказчиком в нарушение пп. "г" п.1 ч.2 ст. 51, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе следующее:
10) участник закупки не является офшорной компанией (в действующей редакции от 13.07.2015 г. N16).
Обязательные требования к участникам закупки содержатся в пункте 11 Информационной карты электронного аукциона, однако, в нарушение п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчиком в конкурсной документации не установлено обязательное требование к участникам закупки в части того, что они не должны являться офшорными компаниями в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Терпланпроект" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Камышловского городского округа выявлены нарушения пп. "г" п.1 ч.2 ст. 51, п.1, 10 ч.1 ст.31, п.9 ч.1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности городской системы образования", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации Камышловского городского округа выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 октября 2015 г. N 1310-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015