Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 ноября 2015 г. N 1450-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Старкова Г.Л. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Авакяна А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "72 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" - Колчина С.В. (приказ от 01.12.2010), Периной О.И. (члена аукционной комиссии),
- заявителя в лице ООО "Нефтеюганскстройинвест" - Гилязетдинова В.И. (доверенность от 08.10.2015.),
рассмотрев жалобу ООО "Нефтеюганскстройинвест" (620014, г. Екатеринбург, пер. Центральный рынок, д. 6, оф. 204а) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного казенного учреждения "72 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (624090, Свердловская область г. Верхняя Пышма, ул.Феофанова, 1) при проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0362100031915000025) на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания пожарной части и здания склада с пристроем 62 ПСЧ ФГКУ "72 ОФПС по Свердловской области" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Нефтеюганскстройинвест" (вх. N 01-23427 от 10.11.2015) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного казенного учреждения "72 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" при проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0362100031915000025) на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания пожарной части и здания склада с пристроем 62 ПСЧ ФГКУ "72 ОФПС по Свердловской области" Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Нефтеюганскстройинвест" указал, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
23.10.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362100031915000025 и документация об аукционе на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания пожарной части и здания склада с пристроем 62 ПСЧ ФГКУ "72 ОФПС по Свердловской области". Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 208 600 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
В нарушение ч. 3 ст. 64 и пп. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержала требования к участникам закупки, о том, что данный участник не является оффшорной компанией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки предусмотрено Техническим заданием аукционной документации, которое содержит требования, в том числе к применяемым материалам, а именно по позиции 4 "Клей плиточный": Время корректирования положения плитки - около 10 минут".
Характеристика "Время корректирования положения плитки" с показателем "около 10 минут" не отвечает требованиям стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом, обоснования необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии заказчиком не представлено.
Кроме того, инструкция по заполнения заявки не содержала указания на то, каким образом участник закупки должен сформулировать свое предложение по данному пункту технического задания.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 19 информационной карты документации об аукционе предусмотрено следующее требование к участникам закупки:
- Наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8. и п. 1-6 ч.7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
33.3.Жилищно-гражданское строительство"; а также
- копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 27 Информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в том числе копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других лиц.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства").
Кроме того, необходимо учесть, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства как основного вида работ, определенного государственными нуждами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по монтажу электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (п. 23.6) требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общероссийским классификатором кодов экономической деятельности "ОК 029-2014" определено, что раздел "строительство" включает группировку "производство электромонтажных работ", включая монтаж пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации ( код 43.21).
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Из предложенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурного-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, имеющие выданное саморегулируемой организации свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N ГКПИ 13-7.
Таким образом, нормы Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и не подлежит лицензированию (данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Свердловской области NА60-4785/2013).
Таким образом, заказчиком установлено требование о предоставлении лицензии МЧС на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Нефтеюганскстройинвест" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "72 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" выявлено нарушение п. 10 ч. 1, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного казенного учреждения "72 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены Комиссии Г.Л. Старков
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 ноября 2015 г. N 1450-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015