Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 октября 2015 г. N 1339-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа - ,
- заявителя в лице ООО "Рифей" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Рифей" (620057, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 55, кв. 36) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа (624590, Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Александра Ворошилова, 2) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0162300003415000033) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Рифей" (вх. N 01-21352 от 09.10.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0162300003415000033), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Рифей" указал, что положения аукционной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03 августа 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162300003415000033 и аукционная документация выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в действующей редакции от 30.09.2015 г.
Начальная максимальная цена контракта составила 39 267 360,00 рублей.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 13 информационной карты документации об аукционе установлен объект закупки, а именно: выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Приложением N2 к техническому заданию аукционной документации, установлено требование заказчика к товарам (материалам), используемым при производстве работ, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, установленным заказчиком требованиям. Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
37 |
Унитаз ГОСТ 30493-96 |
Для укрепления унитазы должны иметь от 2 до 4 отверстий. Высота Н, мм: не более 370. Длина L, мм: не менее 460. Унитазы должны быть функционально пригодными и выдерживать нагрузку не менее 1,50 кН (150 кгс). Цвет - белый. |
38 |
Ванна ГОСТ 18297-96 |
Приборы должны изготовляться из серого чугуна марки СЧ10 или СЧ15. В состав комплекта ванн должны входить: ванна, опоры, уравнитель электрических потенциалов, водосливная арматура. Теплопроводность чугуна при 20 оС, I, Вт(мхК) не менее 42. |
58 |
Олифа ГОСТ Р 51692-2000 |
Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч. при 20_20С полная. Отстой, % (по объему), не более 1. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (илиВЗ-4) с 20-60. Плотность, не более 1,00 г/см3. Кислотное число, мг КОН, не более 7. Время высыхания при 20 |
60 |
Выключатель двухклавишный срытой установки. |
Напряжение220_250В. Номинальный ток 6 А. Частота тока 50 Гц. Климатическое исполнение УХЛ4. Степень защиты не ниже IP20. Масса не более 0,1 кг. Материал крышки пластик ABS. Материал основания Полиамид. Материал контактной группы Латунь посеребренная. габаритные размеры не более (80х80х35) мм. |
Также, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.3.4 аукционной документации, а также требования к содержанию, составу заявки аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в п.37 "унитаз" показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара и используемого при выполнении работ, соответствуют требованиям ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические", так как п. 3.4.4 указанного ГОСТ 30493-96 предусмотрено, что для крепления унитазы должны иметь отверстия: два или четыре, о чем должно быть указано в заказе - в унитазах, устанавливаемых в санитарных узлах бытовых помещений.
В п.38 "Ванна" показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара и используемого при выполнении работ, соответствуют требованиям ГОСТ 18297-96 "Приборы санитарно-технические чугунные эмалированные", в том числе указание на единицы измерения "Вт(мхК)" следует рассматривать как опечатку текста, так как значение показателя "теплопроводность чугуна" не противоречит требованиям указанного ГОСТ 18297-96.
В п.58 "Олифа" показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара и используемого при выполнении работ, соответствуют требованиям ГОСТ 51692-2000 "Олифы", так как таблице 3 указанного ГОСТ 51692-2000 предусмотрено, что условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) °С, с, что не противоречит требованиям заказчика.
Также, в п. 60 "Выключатель двухклавишный срытой установки" показатель "напряжение" позволяет определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
Таким образом, в соответствии с требованием ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки аукционной документации содержит требования к товарам, используемым при выполнении работ и позволяет оформить и подать заявку на участие в указанной закупке, соответствует требованиям п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе и потребностям заказчика.
Техническим заданием аукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе установлено, что результатом строительства является 21 жилое помещение общей площадью - 991,6 кв.м. - конкретный перечень подлежащих строительству жилых помещений указан в приложении N 3 к настоящему техническому заданию.
В соответствии с п. 1 ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрКРФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем, техническим заданием аукционной документации установлено, что для выполнения работ у Генерального подрядчика должен иметься земельный участок под объект жилой застройки в собственности, либо в аренде в жилом квартале, ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области, проектная документация на строительство многоквартирного дома с положительным заключением достоверности определения сметной стоимости.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что объектом закупки является выполнение работ по строительству жилого дома. Объектом закупки не предусмотрена разработка документации, так как проектная документация разработана по объекту в полном объеме, прошла положительное заключение достоверности определения сметной стоимости.
Также, объектом закупки не выступают отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируемые ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Таким образом, определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а также цена договора, сроки и порядок ее уплаты не является существенным условием договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры (п. 1 ч. 4 ст. 4).
Кроме того, техническим заданием аукционной документации установлено, что качество объекта должно соответствовать требованиям технических регламентов, рабочей документации, разработанной на основании задания (Приложение N 1 к настоящему техническому заданию), и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ, регламентирующего данные отношения. Тип жилого дома, рабочей документацией которого предусмотрены жилые помещения, отвечающие предмету аукциона - каменный, малоэтажный, секционный. Жилой дом должен отвечать следующим требованиям: количество этажей не более чем три. Показатели качественных характеристик устанавливаются согласно рабочей документации и должны содержать весь комплекс отделочных работ, оснащение жилых помещений всем электротехническим и санитарно-техническим оборудованием, включая, установку моек на кухне и газовых (электрических) плит (п. 5). Приложением N1 технического задания аукционной документации установлены требования к выполняемому проекту, основания для выполнения проектирования рабочей документации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что аукционная документации, размещенная на официальном сайте одновременно с извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300003415000033 в установленные Законом о контрактной системе сроки, содержит информацию о проектно-сметной документации (архивы: план и фасады сжатый.rar, свод сжатый.rar, сметы сжатый.rar), в соответствии с которой необходимо выполнить работы.
Также установлено, что архив: свод сжатый.rar содержит файл "записка" в формате pdf, содержащий шифр, согласно которому пояснительная записка разработана на стадии "Р", что не противоречит ГОСТу Р 21.1101-2013 "Основные требования к проектной и рабочей документации" и свидетельствует о том, что рабочая документация на момент публикации извещения уже разработана заказчиком и не может являться объектом закупки.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как вводит участников закупки в заблуждение относительно объекта закупки, видов и объемов выполняемых работ.
Вместе с тем, довод заявителя в части того, что проектная документации в полном объеме на официальном сайте не опубликована, не находит своего подтверждения.
Комиссией ранее было установлено, что аукционная документации, размещенная на официальном сайте одновременно с извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300003415000033, содержит информацию о проектно-сметной документации (архивы: план и фасады сжатый.rar, свод сжатый.rar, сметы сжатый.rar).
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п. 2).
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 1.2 муниципального контракта пересмотрен срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 15 ноября 2016 г.
Вместе с тем, п. 3.3.28 муниципального контракта предусмотрено, что в срок до 31.12.2015 года передать Заказчику Объект, пакет документов, необходимых для регистрации права собственности Ивдельского городского округа и передачи объекта в муниципальную казну Ивдельского городского округа, в т.ч. справку о полной оплате контракта Заказчиком и об отсутствии финансовых претензий к Заказчику, кадастровые паспорта на жилые помещения. Передача объекта и документов оформляется соответствующими актами приема-передачи.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что в п. 3.3.28 заказчиком допущена техническая ошибка.
Таким образом, срок выполнения работ по контракту, установленный заказчиком положениями аукционной документации, вводит участников в заблуждение и нарушает п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, п.3.3.23. муниципального контракта предусмотрено, что генеральный подрядчик должен обеспечить разработку технических паспортов и планов, кадастровых планов объекта и жилых помещений в БТИ, соответствующих нормативным параметрам
Относительно включения в состав лота кадастровых работ Комиссия приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 ч. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2015 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Согласно п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона о кадастре кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Статьей 37 Закона о кадастре установлено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Частью 1 ст. 29 Закона о кадастре установлено, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
Частью 1 ст. 35 Закона о кадастре установлено, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст.36. Закона о кадастре по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в нарушение п.1 ч.1 ст.33, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, заказчиком неправомерно включены в состав лота на выполнение работ по организации строительства (строительно-монтажные работы) и кадастровые работы, кроме того кадастровые работы не предусмотрены самим объектом закупки (п.13 информационной карты аукционной документации).
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 01.10.2015 NРД3, размещенное на официальном сайте заказчиком 01.10.2015 11:29, не содержит предмета запроса, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Рифей" признать обоснованной в части описания объекта закупки, установленного срока выполнения работ, разъяснений положений документации с нарушением норм Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст.64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Ивдельского городского округа Верхний Тагил, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 октября 2015 г. N 1339-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015