Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 октября 2015 г. N РЗ-185/15
Резолютивная часть решения оглашена "16" октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2015 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
управления строительства и инвестиций Тамбовской области <..>,
комитета государственного заказа Тамбовской области <..>.,
казенного предприятия Тамбовской области "Дирекция капитального строительства" <..>,
в отсутствие представителей ООО "Гидрострой 28", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "Гидрострой 28" (далее - Заявители) на действия Управления строительства и инвестиций Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003015003999 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 31.08.2015 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003015003999 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове" (2 очередь).
Начальная (максимальная) цена контракта - 241 977 345,00 рублей.
Заказчик - Управление строительства и инвестиций Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка". Заявитель - ООО "Гидрострой 28".
ООО "Гидрострой 28", считая документацию об электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- Заказчиком в один лот с работами строительными объединена поставка мебели. Так, в соответствии с положениями входящей в состав аукционной документации локальной сметой N 02-01-07 в предмет контракта входит также поставка элементов мебели;
- в Технической части документации об аукционе - Приложении N3 к аукционной документации (п. 43, 50 и пр.) Заказчиком установлены требования к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ;
- в Приложении N3 к аукционной документации Заказчиком установлены избыточные требования к применяемому товару в п. 49;
- п. 4.3.18 проекта контракта содержит избыточное ограничивающее подрядчика требование к наличию у субподрядчика печати.
Заказчик и уполномоченный орган на рассмотрении жалобы представили возражения, в которых доводы Заявителей отклонили.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, представленные возражения Заказчика и Уполномоченного органа, а также документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 4 Информационного паспорта аукциона объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь).
Пунктом 21 Информационного паспорта аукциона установлен перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и (или) документы, копии которых представляются в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ: "свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на - 33.3. Жилищно-гражданское строительство. При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта участника размещения заказа должно позволять ему заключать договоры по цене, предложенной участником размещения заказа в ходе аукциона".
Один из довод жалобы ООО "Гидрострой 28", сводится к тому, что в аукционной документации незаконно включены в состав одного лота помимо работ по строительству объекта, которые невозможны без наличия у участника закупки свидетельства СРО, подтверждающего соответствие этого участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, также поставка оборудования, т.е. технологически и функционально не связанные между собой работы, Комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным и несоответствующим фактическим обстоятельствам.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что технологическое оборудование, оборудование для медицинского кабинета, мебель, бытовая техника и прочее не включены в объект закупки, на что имеется соответствующее указание в документации об аукционе.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в разделе N11 "Смета" проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью документации рассматриваемого электронного аукциона, а именно в "Локальной смете N 02-01-07 на технологическое оборудование" предусмотрены наименования работ и затраты на технологическое оборудование и мебель, на которые ссылается Заявитель.
Однако, в соответствии с приложением N1 к аукционной документации в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указано, что она рассчитана на основании сводного сметного расчета (положительное заключение ТОГАУ "Тамбовгосэкспертиза" от 31.08.2015 г.) N 68-1-6-0076-15, который не включает в себя затраты по Локальной смете N 02-01-07 на технологическое оборудование:
"СМР = 29 791,62 тыс. руб.
(кроме ЛС N 02-01-07 "Технологическое оборудование" монтажные работы)
Оборудование = 3 954,05 тыс. руб.
(кроме ЛС N 02-01-07 "Технологическое оборудование" стоимость обор.)
Пусконаладочные работы = 85,61*1,02 = 87,32 тыс. руб.
Подготовительные работы (ЛС N01-03, прочие) = 18,671*1,02 = 19,04 т.р.
В текущих ценах 2015 г.:
СМР = 22 496,580*6,40*1,18 = 169 894,174 тыс. руб.
Подготовительные работы (прочие) = 19,04*6,82*1,18 = 153,226 тыс. руб.
ИТОГО генподрядные работы 2015 г. 170 047,400 тыс. руб.
В текущих ценах 2016 г.
СМР = 7 295,040*6,40*1,18 = 55 092,142 тыс. руб.
Оборудование (кроме ЛС N02-01-07) = 3954,05*3,38*1,18 = 15 770,333 т.р.
Пусконаладочные работы = 87,32*10,36*1,18 = 1 067,470 тыс. руб.
ИТОГО генподрядные работы 2016 г. 71 929,945 тыс. руб.
ВСЕГО генподрядные работы: 241 977,345 тыс. руб."
Таким образом, поставка технологического оборудования и монтажные работы не предусмотрены требованиями документации электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове" (2 очередь)(извещение N 0164200003015003999) и не входят в предмет контракта.
Кроме того, в Техническом задании, являющимся приложением N2 к аукционной документации, также указано, что работы должны быть выполнены в полном соответствии с проектно-сметной документацией, действующими СНиПами, ГОСТами, ТУ и другими нормативно-правовыми актами РФ и Тамбовской области, за исключением локальной сметы N 02-01-07 "Технологическое оборудование".
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает признаков ограничения конкуренции и нарушений требований Закона о контрактной системе в рассматриваемой части и считает довод жалобы ООО "Гидрострой 28" о совмещении в предмете контракта строительных работ и поставки технологического оборудования необоснованным.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки должны использоваться стандартные показатели и требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно подп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ - приложение N3 к аукционной документации, в том числе по позициям 43 и 50, а именно - "Сталь горячекатаная арматурная", "Трубы стальные сварные водогазопроводные".
Заявителем указано, что Заказчик, по его мнению, неправомерно установил требования к описанию химического состава веществ, используемого при изготовлении товаров.
2.1. Заказчик в приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) по позиции 43 "Сталь горячекатаная арматурная" установил следующие требования:
"Марка стали: А-1: СтЗкп. СтЗпс или СгЗсп; А-Ш: 35ГС. 25Г2С или 32Г2Рпс;
массовая доля элементов в химическом составе стали, %*: углерод: 0.14-0,37; марганец: 0,30-1,75; кремний: не более 0,90: хрома, никеля и меди: не более 0.30 каждого;
предельное отклонение массовой доли углерода, марганца и кремния в химическом составе стали, %. не более: углеродистой: 0.3; низколегированной: +0.100; минусовое не ограничено;
прочностные характеристики: предел текучести. Н/мм2, не менее*: 235; временное сопротивление разрыву. Н/мм2, не менее*: 373; относительное удлинение, %. не менее*: 14".
Данные требования, согласно пояснениям заказчика, установлены в соответствии с положениями п. 2.2, 2.3, 2.4 действующего ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", в которых установлены требования к маркам арматурной стали, к ее химическому составу и отклонениям от него, к механическим свойствам, и п. 4.1. 4.4. 4.8 ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки". Указанные параметры арматурной стали определяют ее качество, долговечность и применяемость для армирования изготавливаемых при строительстве железобетонных изделий, поэтому их соответствие требованиям ГОСТа принципиально важно для объекта закупки, как указали представители Заказчика.
Согласно инструкции по заполнению заявки, участник закупки должен предложить для применения при выполнении работ конкретные марки арматурной стали, её химический состав и отклонения от него, механические свойства в соответствии с требованиями ГОСТа.
Показатель "Массовая доля элементов в химическом составе стали, %" обозначен значком *, что согласно инструкции по заполнению заявки означает, что участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных значений, либо описывая значение диапазоном возможных значений (по своему выбору). Таким образом, Заказчик не требует при заполнении заявки на участие в аукционе иметь конкретный товар в наличии, достаточно указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Данные показатели, как правило, указываются производителями в сертификатах качества на свою продукцию. В случае отсутствия сертификатов на конкретные партии материалов участник закупки вправе указать диапазонные значения показателей химического состава и механических свойств, соответствующие ГОСТу, либо их минимально допустимые значения.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позиции 43 не ограничивают количество участников закупки и не создают трудностей для подачи заявки, но позволяют определить соответствие предлагаемых к использованию при исполнении контракта материалов потребностям Заказчика и требованиям документации об аукционе.
2.2. В приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) по позиции 50 "Трубы стальные сварные водогазопроводные" Заказчик установил требования но следующим показателям: "Материал труб: сталь Ст2кп-Ст4кп или Ст2пс-Ст4пс. Массовая доля химических элементов в стали, %*: углерода: 0.09-0.27: марганца: 0.25- 0,70; кремния: не более 0.15".
Данные требования, согласно пояснениям Заказчика, установлены в соответствии с положениями п. 2.1 действующего ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", п. 4.1, 4.4, 4.8 ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки". Указанные параметры стали определяют ее качество, долговечность и возможность применения для изготовления трубопроводов систем отопления и водоснабжения объекта, поэтому их соответствие требованиям ГОСТа принципиально важно в данном случае, указали представители Заказчика.
Согласно инструкции по заполнению заявки, участник закупки должен предложить для применения при выполнении работ конкретные марки стали и её химический состав в соответствии с требованиями ГОСТа. В случае отсутствия сертификатов на конкретные партии труб участник закупки вправе указать диапазонные значения показателей химического состава, соответствующие ГОСТу, либо их минимально допустимые значения.
Таким образом, установленные заказчиком требования по данной позиции не ограничивают количество участников закупки и не создают трудностей для подачи заявки, но позволяют определить соответствие предлагаемых к использованию при исполнении контракта материалов потребностям Заказчика и требованиям документации об аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованной жалобу в части установления избыточных требований к применяемым товарам (материалам) по позициям 43 и 50 Требований, а доводы Заявителя не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Также Комиссия отмечает, что Заявитель не обосновал и не представил доказательств тому, что оспариваемые требования по рассмотренным позициям ограничивают участие в закупке, в том числе нарушают его права и законные интересы.
3. В приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) по позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" установлено: "Точность изготовления: повышенная или обычная. Наружный диаметр, мм: 38-42, 76-83, 146-152. Толщина стенки, мм, не менее: 4,0. Предельные отклонения по наружному диаметру, не более: 0,5 мм (для наружного диаметра 38-42 мм),
1,0 % (для остальных диаметров). Предельные отклонения по толщине стенки, %, не более: +12,5; -15,0. Кривизна любого участка трубы на 1 м длины, мм, не более*: 4,0. Материал труб: сталь 10, 20, 35, 45, Ст2сп, Ст4сп, Ст5сп или Ст6сп. Временное сопротивление разрыву, МПа, не менее: 343. Предел текучести, МПа, не менее: 216. Относительное удлинение, %, не менее: 14".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заказчиком по позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" установлены избыточные требования к товару, влекущие ограничение количества участников закупки, выразившиеся в следующем.
В Приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) установлено: "Значения конкретных технических характеристик показателей товаров (материалов), предлагаемых участником закупки к использованию при выполнении работ, должны соответствовать: 1) установленным заказчиком требованиям; 2) требованиям действующих государственных или отраслевых стандартов, серий и (или) технических условий, распространяющихся на данные товары (при их наличии), а также требованиям строительных норм и правил, сводов правил, или (при их отсутствии) техническим данным производителей товаров; 3) дорожно-климатической зоне района, в котором будут производиться работы (III). При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) необходимо указывать конкретные наименования и значения характеристик без применения слов "аналог", "эквивалент", "должны", "могут", "возможно", "допустимо" и других, допускающих двусмысленные толкования и не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в заявке. При установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик используемого товара (материала) (знаки "-", "ч", "", слова "от", "до", "меньше/менее/не менее", "больше/более/не более", "ниже/не ниже", "выше/свыше/не выше", "не хуже", "лучше") участнику закупки необходимо представить конкретное значение характеристики из установленного диапазона.
Исключение из данного правила составляют характеристики, сопровождаемые указанием знаков "*" и "**". По показателям, сопровождаемым указанием знака "*", участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных значений, либо описывая значение диапазоном возможных значений (по своему выбору). По показателям, сопровождаемым указанием знаков "**", участник закупки указывает диапазон возможных значений. По показателям, сопровождаемым указанием знака "***", значения их характеристик участником закупки указываются только в случае их нормирования для данного материала".
Таким образом, согласно вышеприведенной инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе и применительно к позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" участники в своих заявках должны по характеристикам "Временное сопротивление разрыву", "Предел текучести" и "Относительное удлинение" представить конкретные характеристики в виде конкретного значения величины, что является неправомерным и затрудняет участие в закупке.
Пункт 1.2 ГОСТ 8731-74 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требования), распространяющийся на товар позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные", по рассматриваемым характеристикам устанавливает только минимальные значения указанных показателей.
Исполнить установленные в документации требования в части указания конкретных значений характеристик товара к вышеуказанным показателям участники закупки на момент подачи заявок не имеют возможности, поскольку конкретные числовые значения имеются у конкретной партии товара после соответствующих испытаний, но Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Установление однозначного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретного показателя товара, который в силу своей физической природы (специфики) технических документов может быть при подаче заявки неизвестен участнику закупки, не имеющему товара в наличии, противоречит основам гражданского законодательства, а именно п. 3 и п. 4 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которыми при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного недобросовестного поведения.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе. Довод жалобы в указанной части признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным. Действия Заказчика нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Довод жалобы о неправомерном требовании п. 4.3.18 проекта контракта о наличии печати у генподрядчика Комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным.
Пунктом 4.3.18 проекта контракта документации электронного аукциона помимо прочего установлено: "В случае привлечения в качестве субподрядчика социально ориентированных некоммерческих организаций Генподрядчик обязан предоставлять Заказчику заверенные печатью генподрядчика копии договоров субподряда, заключённых в соответствии с планом, а так же учредительных документов подтверждающих осуществление ими видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 31.1. Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Приведённое требование документации об аукционе не ограничивает участие в аукционе и не может создавать трудностей в исполнении контракта, поскольку является несущественным препятствием даже в случае возможного отсутствия у общества с ограниченной ответственностью как исполнителя контракта печати.
Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 2 Федеральным законом N ФЗ-14 от 8.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" Общество вправе иметь печать, обязанность отсутствует.
Однако, действия по оформлению печати являются незначительными по временным и финансовым затратам и не могут быть препятствием в исполнении контракта в рассмотренной части.
Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов требованием Заказчика.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документации об аукционах, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.22 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидрострой 28" обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина
К.И. Мурзин |
|
|
|
А.А. Абанкин |
|
|
исп. Абанкин А.А. (4752) 72-73-44 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 октября 2015 г. N РЗ-185/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015